TMN

Total Metal Net

Louder than before!
Rambler's Top100
Анонсы
Новости
Рецензии
Статьи
Группы
Викторина
Проект
TMN предлагает
К посетителям
ALIVE
Архив
Контакты

На правах рекламы:
Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Rush: Прорыв через периметр

ALIVE ARCHIVE

Александр Вольперт

ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР

Существует считанное количество групп, которые сумели провести вместе чуть ли не треть века, пронести свою музыку через десятилетия и остаться самими собой. Примером такого феномена является канадское трио Rush, группа, чей легендарный статус подтвержден годами творчества, поклонниками, золотыми дисками, правительственными наградами, званиями и глубочайшим признанием как их поклонников-меломанов, так и коллег-музыкантов.

ПЕРВЫЙ НАПОР

К концу 60х годов в Канаде сложилась чрезвычайно неинтересная ситуация, которая характеризовалось почти полным отсутствием музыкальной "живности". Судите сами — единственными известными действительно канадскими музыкантами в то время были разве что Guess Who. Конечно, не стоит забывать чуть ли не десяток талантливых музыкантов и групп, которые сменили пасмурные земли Канады на жаркие прерии Техасщины, проще говоря — переехали на гораздо более вольготные хлеба соседних Соединенных Штатов Америки. Но речь пойдет, естественно, не о них.

Сначала был югославский мальчик Саша Живойнович, который в 12 лет получил в подарок свою первую гитару и, что для нас главное, был страстным поклонником музыки. Со временем Саша решил, что подобное имя не подходит для будущей рок-звезды, и решил перевести свое его на английский язык. Так появился Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) и исчез юный Живойнович. К 68 году Алекс с друзьями организовали группу, музыкой которых наслаждались в основном стены их репетиционных комнат-подвалов. Правда, иногда молодым людям не хватало звуковой мощи, и Алексу приходилось плестись к своему старому приятелю, с которым они были знакомы с восьмого класса — Гарри Ли Вейнрибу. У Гарри было несколько достоинств, главным из которых было обладание гитарным усилителем. Кроме того, у Гарри была замечательная еврейская бабушка с не менее замечательным прононсом имени своего внучка — в ее исполнении это звучало как Гедди. Приятелям нравилось называть Вейнриба именно Гедди, и со временем Гарри Ли Вейнриб стал Гедди Ли, для краткости.

В то время (1968) басистом и вокалистом в Rush (в переводе — "Напор") был некий Джефф Джоунс, с которым был даже дан один концерт, а барабанщиком — Джон Ратси (John Rutsey). Алекс решил расширить состав и пригласил в группу еще одного гитариста, именно того Гедди! Джефф же, наоборот, решил состав сузить, причем посредством своего ухода из группы. Ли пришлось потерять две струны, обзавестись бас-гитарой и освоить профессию вокалиста. С этого момента и появились те самые Rush, которых ждал бешеный успех… вернее — почти появились. Оставался один лишь штрих, о котором будет сказано чуть позже.

Итак, группа оттачивала свои зубы в основном на ниве блюз-рока в стиле Yardbirds и Cream. Алекс представлял себя Эриком Клэптоном, Гедди — не менее чем Джеком Брюсом, и они с увлечением играли 20-минутные версии классической "кримовской" Spoonful. Ни денег, ни славы это не приносило — к 1973 году все достижения группы исчерпывались десятком-другим выступлений в кафе с едой в качестве оплаты и записанным на свои кровные деньги, заработанные на заправке и хозяйственном магазине, сингле — кавере песни Бадди Холли "Don't Fade Away". Этот сингл был издан мизерным тиражом и, по вполне очевидным причинам, успехом не пользовался.

Наконец, в 1974 году на мелком независимом лейбле вышел дебютный диск группы с немудреным названием Rush. Группа сама выступила в роли продюсера, посему звучало все это не ахти как, но самое главное это то, что весь альбом был … ну как бы это помягче сказать… очень похож на Led Zeppelin. Тем не менее, этот диск ожидал неожиданный успех, группа получила контракт с Mercury Records, но у Ратси оказались серьезные проблемы со здоровьем (сахарный диабет), и ему пришлось уйти. Ли и Лайфсон стали искать нового барабанщика и "сделали предложение" Нилу Пиерту (Neal Peart). Когда-то, в годы детства, Нил очень хотел получить на день рождения собаку, но родители преподнесли ему ударную установку. Таким образом вместо, возможно, великого ветеринара появился великий барабанщик, который в то время отнюдь не процветал, играя в группе с названием Hush. Пиерт согласился заменить литеру H на R, и в аккурат в день 21-летия Гедди стал участником сего славного коллектива, сделав подарок не только ему, но и всему человечеству. Это и стало последним штрихом в формировании "тех самых" Rush.

НОЧНОЙ ПОЛЕТ "КРИПТО-ФАШИСТОВ" И СТАЛЬНЫЕ ЛАСКИ ШОУ-БИЗНЕСА

Следующим, что совершила группа, было турне по Северной Америки, во время которого Rush выступали и как хэдлайнеры, и "на разогреве". Это турне примечательно тем, что только во время него можно было услышать кавер песни Ларри Уильямса "Bad Boy", более известной в исполнении The Beatles. Впрочем, в сет-листе Rush эта вещь в основном служила для исполнения гитарных соло и трюков. Еще более интересным является факт, что в сет-лист входила песня авторства Rush "Fancy Dancer", так же известная как "Can't You See". Я подчеркиваю это по нескольким причинам: во-первых, существует миф о том, что у Rush не существует какого либо leftover, невостребованного студийного материала. Во-вторых, считается, что Rush никогда не бросали свои песни "на полдороги". Правда о первом пункте, скорее всего, пока так и останется загадкой, но вот второй миф, похоже, развеян.

После турне последовала запись диска "Fly By Night", который явился первым настоящим успехом Rush. Примечательно участие в судьбе Rush такого человека, как Терри Браун (Terry Brown), опытного продюсера, ранее работавшего с Procol Harum и The Troggs. Конечно, расстаться с наследием Led Zeppelin было пока сложно, но отход от жесткого и яркого харда в сторону более сложных, арт-роковых структур, нельзя было не заметить. Песня Anthem ("Гимн") стала первой ласточкой нового для Rush подхода к композиции и стихам, а заодно и именем их собственного лейбла. Достаточно интересны также фэнтэзи-ориентированная "By-Tor & The Snow Dog" и нежная баллада "Rivendell". Со второй песней все предельно ясно — наследие Толкиена всегда будоражило музыкантов, более того, смерть JRRT была на тот момент событием недавним (1973 г.) и вполне актуальным. С первой же ситуация более интересная — это величественная и аллегорическая композиция о борьбе добра и зла и торжестве справедливости навеяна всего-навсего двумя собаками — немецкой овчаркой Bitor (Кусака) и дворнягой Snow Dog (не иначе как Снежок)! Слушателям и критикам альбом понравился, и группе была вручена престижная канадская премия Juno — как самой перспективной молодой группе страны. За выпуском альбома последовало непременное турне, в котором в равной пропорции присутствовали песни с обеих альбомов, с каверами же было покончено навсегда.

Казалось, молодая группа была обречена на успех, но выпуск "Caress Of Steel" неожиданно не оправдал надежд поклонников и критиков, диск был признан неудачным и разруган. Давайте попробуем разобраться в это феномене — ведь сейчас то вполне очевидно, что альбом удался. Причин в подобном "похолодании", на самом деле, несколько. Во-первых, отход от хард-рока на этом диске был гораздо более заметным, из 45 минут его звучания добрые пол часа были отведены под явный арт-рок, представленный двумя длинными многочастными композициями, a "Fountain Of Lamneth" занимала всю вторую сторону пластинки. Из оставшихся 15 минут одна вещь представляла из себя полубалладу, одна — удачную, и еще одна — очень неуклюжую хард-роковые песни. Таким образом, тем, кто искал на этом диске старый саунд, поживиться было почти нечем. Во-вторых, это был уже второй диск Rush за 1975 год — может быть, и не стоило торопиться с его выпуском (хотя контрактные обязательства сложно обойти). В-третьих, прог-роковая аудитория еще не начала воспринимать Rush как "свою" группу. В-четвертых — 20-минутная "Fountain Of Lamneth" никогда, ни в каком виде, даже по частям, не исполнялась на концертах, ни в промоушэн-турне, ни, само собой, в последующие годы. Таким образом, группа вживую представляла слушателям только половину нового диска, что явно не способствовало его популяризации. Короче говоря, причин много, а результат один — падение популярности и разочарование группы, ведь в альбом было вложено столько труда!

Гедди, Алекс и Нил осознавали, что следующий диск станет их последним шансом. И тогда был записан "2112", на тот момент их мощнейший и лучший альбом. Гедди заявлял, что этот диск — месть всем, кто их оскорблял и недооценивал, в особенности — журналистам. Журналисты не замедлили с контратакой и объявили группу "криптофашистами"! Вспоминается, как в фашизме обвиняли веселейших и добрейших Kiss (кстати, Rush в то время как раз открывали концерты для Kiss). В случае с Rush, однако, ситуация была несколько более сложной, а загвоздка была как раз в самой, одноименной названию пластинки композиции "2112". Содержание песни (если можно назвать песней семичастную ораторию с увертюрой и финалом) основано на книге Айн Ранд "The Anthem" (знакомое слово, верно?), писательницы, чье имя частенько относят к правому политическому крылу. Безусловно, эта вещь о жестком и мрачном, тоталитарном обществе, о противостоянии творчества, свободы и контроля. Судите сами — главный герой, юноша, находит гитару, инструмент из далеких для него годов. Он относит находку Жрецам, которые запрещают ему в дальнейшем прикасаться к инструменту. Юноша направляется к Оракулу, где узнает о том, что человечество много лет назад разделилось на демократические Внешние Планеты и тоталитарную Солнечную Федерацию. В отчаянии от осознания безысходности своей жизни молодой человек вскрывает себе вены и умирает, тем временем Внешние Планеты вторгаются в жестокий мир Федерации. Все. Где фашизм? В тексте песни явно ничего профашистского нет. Ближайшие поиски на диске обнаруживают картинку, на которой изображен обнаженный человек, пятящийся от красной звезды-пентаграммы. Может быть, это — пропаганда фашизма? Сейчас подобное кажется "невинной детской игрой в крысу", но тогда отношение к подобному было на уровне "если ты не марксист — значит, фашист".

Для того чтобы понять, к чему относится этот рисунок, придется ввести в игру еще одного человека, о котором, обычно, очень мало говорят — Хью Сайма (Hugh Syme). Сайм играл на клавишах в нескольких песнях Rush и оформил большинство их дисков, а также Iron Maiden "X-Factor" и по несколько альбомов для Fates Warning, Megadeth, Whitesnake, Celine Dion (весьма пестрая команда!). Итак, слово Хью: "Этот человек — герой песни. Его нагота — дань классической традиции, она отражает чистоту его натуры и творческое начало без вмешательства посторонних элементов, таких, как одежда. "Красная пентаграмма" — это злая красная звезда Федерации, один из символов Нила. Вся суть обложки в противостоянии звезды и героя. Существует негативная и позитивная силы: позитивная — это музыка, творчество, свобода самовыражения, негативная — все что препятствует этому…". Собственно, с "криптофашизмом" все ясно, вернемся к музыке.

Итак, "2112" стал триумфом группы — заглавная вещь исполнялась на всех концертах Rush (в том или ином виде) в течении последующих более чем двадцати лет. С определенной долей уверенности можно сказать, что сама "2112" была первым в мире прогметалическим произведением. Оставшиеся композиции, честно говоря, не идут ни в какое сравнение с первым монстром. Наиболее интересна из них "Tears", партию меллотрона в которой исполнил тот самый Хью — это было первое робкое появление клавишных в музыке Rush.

После выпуска "2112" было проведено исключительно успешное турне, во время которого был записан концертный альбом "All the World's a Stage", полную версию которого стало возможным услышать на компакт-диске относительно недавно.

Таким образом, 76-й год стал поворотной точкой для группы, никто больше не смел обвинять их в подражательстве, зато через десяток лет стали появляться уже их последователи, как талантливые (Sieges Even, Dream Theater, Ring Of Myth, Soul Cages), так и бездарные (Point Of Ares, Wing Of Steel).

ПРОЩАНИЕ С КОРОЛЯМИ И РАЗГОВОР С БОГАМИ

На двух своих следующих дисках Rush продолжили научно-фантастическую линию. Первый из них, "A Farewell To Kings", был выпущен в 1977 году и получился просто феерическим! Это, без сомнения, одна из лучших работ группы (если не самая лучшая) и одна из ярких жемчужин арт-рока в целом. На диске нет ни одной слабой песни: от открывающей диск одноименной композиции до мрачной и массивной "Cygnus X-1" альбом пронизан вдохновением. Начиная с этого момента в арсенал группы входят клавишные инструменты, на которых все эти годы учился играть Гедди Ли. Впервые в роли еще и клавишника Гедди предстает в песне "Xanadu", которая сочинена по мотивам неоконченной поэмы Колдриджа "Кубла Хан". "Closer To The Heart" становится своеобразным гимном группы, а в "Cinderella Man" появляются неожиданные элементы рэгги. На фотографиях тех времен Ли вооружен уникальным монстром от Rickenbacker — гитарой и бас-гитарой в одном корпусе, при этом он поет, и играет, но не на упомянутом инструменте, а на минимуге — зрелище, что и говорить, необычное.

На очередном диске, "Hemispheres", Rush обратились к еще более необычным музыкальным и смысловым формам. В первый и последний раз на их диске всего 4 композиции. Первая из них, собственно "Hemipsheres", посвящена борьбе Аполлона и Диониса, которые представляют достаточно известную научно-фантастическую концепцию о двух типах цивилизации: аполлинических и дионисических, сиречь о техническом и артистическом пути развития. Rush считают, что ни один из этих путей в своем чистом виде неприемлем. Что же, с этим сложно спорить.

Интересно отметить, что космический корабль "Росинант" впервые появился в песне "Cygnus X-1" на предыдущем альбоме, а общество, описываемое в "Hemispheres", в своем расколе на две половины сильно напоминает историю с "2112". Таким образом, эти три альбома как музыкально, так и в смысловом плане можно увязать в своеобразную трилогию о нашем с вами невеселом будущем.

Музыкально "Hemispheres" являются пиком сложности музыки и аранжировок для группы, в жертву которым были принесен мелодизм. Правда, на диске имеется красивейшая баллада "The Trees". Последняя же композиция на альбоме, "La Villa Strangiato", по заявлению самих музыкантов — упражнение в самолюбовании! На самом деле, это своеобразный бенефис Алекса Лайфсона, демонстрация его возросшего таланта гитариста и заодно монолитности и слаженности всей группы.

Итак, музыка все усложнялась… но, судя по всему, группа хотела не этого.

ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ

О начале 1980 лучше всего скажет заявление Гедди, сделанное им в конце 80-х: "Настало время завершить концептуальные истории. Все, что мы говорили, становилось все менее и менее оформленным и понятным. Ты стараешься создать последовательную историю, подобрать определенные образы, но в конце концов к тебе приходят шестнадцать разных людей и предлагают шестнадцать разных толкований твоей истории. Я ничего не имею против, но для нас настало время выйти из тумана и создать что-то ясное и определенное".

Таким образом, диск 1980 года "Permanent Waves" обозначил следующий этап в музыке группы. Сложность и образность несколько отошли в сторону, вернее — перестали ставиться на первое место, а вместо них появилось новое, менее жесткое звучание, которое позволило группе пробиться на радио. Первая песня на этом альбоме так и называется — "The Spirit Of Radio". Не стоит думать, что Rush неожиданно стали поп-групой, наоборот — музыка не только не потеряла своей глубины, но стала еще более изощренной. Парадокс? Пожалуй, но таково положение вещей — научно-фантастические "Natural Science" и "Jacob's Ladder" являются двумя арт-роковыми шедеврами диска, а сам "Permanent Waves" — определенно лучшим диском группы, сочетая ярчайший мелодизм и безупречное исполнение.

"Moving Pictures" (1981) в целом продолжил концепцию предыдущего альбома и занял достойнейшее место в их обширной коллекции золотых дисков. Открывает его мрачная и помпезная "Tom Sawyer", в создании текста которой группе помог старый друг Нила по имени Пай Дюбуа. Снова обращение к фантастике — "Red Barchetta", по рассказу Ричарда Фостера "Приятная утренняя прогулка", снова обращение к радио (но не радио-дружественному саунду!) — закрученнейшая "YYZ". Кстати, "YYZ" — это всего-навсего название радиостанции в Торонто.

Отличный концертник "Exit…Stage Left" еще раз подтвердил не нуждающийся в подтверждении сверхстатус группы и завершил самый плодотворный период в истории Rush. А вот последовавший за турне "Signals" получился довольно невразумительным. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохой диск, но то, что он был неудачен с точки зрения сегодняшнего дня, не вызывает сомнений. Музыка на "Signals" ближе всего к бледному подобию "Moving Pictures", многие до сих пор считают этот альбом худшим в дискографии группы, но мне кажется, что так далеко заходить не стоит. Интересно отметить электроскрипку Бена Минка из канадской арт-роковой группы FM в изумительной песне "Losing It". В целом же, сигналы явно были не слишком обнадеживающими.

ИЗЯЩЕСТВО ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Начиная с 1984 Rush вступили в свой самый непредсказуемый период, каждый новый альбом вызывал у одних почитателей их творчества зубовный скрежет, а у других — радостное восхищение. В самой же группе начали нарастать внутреннее давление — музыканты начали уставать друг от друга. Безусловно, до настоящих конфликтов было еще далеко, причем настолько, что они никогда и не произошли.

Так или иначе, каждый диск группы звучал по своему: "Grace Under Pressure" (1984) представил неожиданно продемонстрировал совершенно иной, нью-вэйвовый саунд группы. Холодное, отстраненное звучание и страстный голос Гедди, который, как раненый бэнши, стонет о грядущих катастрофах, погибших друзьях и концлагерях... На этом же диске завершается трилогия под названием "Fear" ("Страх"), начатая на "Moving Pictures" ("Witch Hunt") и продолженная на "Signals" ("Enemy Within"). Пожалуй, это последняя концепция группы. В клипе на песню "Distant Early Warning" снялся сын Ли, Джулиан — тот самый мальчик, летающий верхом на баллистической ракете.

На "Power Windows" Rush предстают перед нами как клавишно-ориентированная, крайне позитивная группа — Гедди использует огромное количество разнообразных аналоговых инструментов для создания яркой и насыщенной музыкальной палитры. Это единственный диск группы, где гитара на втором плане. Очень светлый, изящный и приятный альбом, на котором особенно хочется отметить задумчивую балладу "Mystic Rhythms".

Дальнейшая эволюция группы явила собой появление "Hold Your Fire", который по звуку представляет собой нечто среднее между двумя предыдущими альбомами. Впервые на диске появляется женский вокал. Слово Ли: "Самый интересный аспект для нашей группы — это композиция. Написание песен — процесс, приносящий наибольшее удовлетворение, все остальное лишь оболочка для этого. Все это было не так десять лет назад — мы больше были сосредоточены на исполнении. Но теперь я считаю себя музыкантом-композитором, а не музыкантом-исполнителем. Это моя позиция, и ради этого я в музыке." Тем не менее, в наши дни Лайфсон открыто выражает недовольство этим альбомом.

Прекрасный концертный диск "A Show Of Hands" и студийный "Presto" завершают восьмидесятые годы. Про первый можно отметить, что группа считает его своим наиболее успешным концертником. Rush собирали полные стадионы, выступая перед десятками тысяч слушателей. А вот второй, по мнению группы — их самый неудачный студийный диск. С обоими утверждениями я склонен согласиться. "Presto" подвел группу к черте, за которой мог бы состояться распад, к глубокому неудовлетворению своей работой. На диске была предпринята попытка вернуться к более раннему звучанию, и эта попытка не удалась.

ПОМНИ О СМЕРТИ

К середине девяностых Rush подошли, имея солиднейший багаж славы и жизненного опыта. Группа удостоилась восьми канадских премий Juno и двух номинаций Грэмми. Гедди Ли более чем пять раз получал звание лучшего басиста по опросам журнала Bass Player, в связи с этим его имя — в Зале Славы Музыкантов. У него двое детей — сын Джулиан и дочь Кайли. Гедди — большой любитель бейсбола…

Алекс Лайфсон в 83-м был назван лучшим рок-талантом среди гитаристов и тоже попал в Зал Славы Музыкантов. Пилот-любитель, владелец ресторана Orbit Room, он еще и изобретатель специальной стойки для гитары, которую сейчас выпускает его небольшая фирма Omega. У Алекса также двое детей — Джастин и Адриан.

Нил Пиерт за свою жизнь получил больше десятка премий как лучший в мире барабанщик, написал несколько книг поэзии, и, как вы уже догадываетесь, попал в Зал Славы Музыкантов. Он отец дочери, Селины.

Относительно недавно Rush получили Орден Канады. По своим масштабам это равно получению The Beatles ордена Почетного Члена Британской Империи. Rush — единственная в мире группа, получившая такую награду. Группа постоянно участвует в благотворительных концертах и во всем поддерживает бесприбыльную организацию "Музыканты Против Расизма". Но вернемся к хронологическому изложению событий…

В 1991 году вышел альбом "Roll The Bones". Не думаю, что и этот альбом можно назвать очень сильным, скорее наоборот. Тем не менее, на нем есть несколько поистине замечательных композиций. На обложке диска зашифровано предложение "Remember death…" Вряд ли кто из музыкантов подозревал, какие черные силы они разбудили этими словами всего через несколько лет.

А последовавший затем "Counterparts" (1994) в одно мгновение вернул группу в строй! Жесткий, ярчайший диск, мощный и лиричный одновременно. Прекрасная и удивительно современная и своевременная работа. Последовавший за ним "Test For Echo" (1996) в целом продолжил эту линую, хотя и оказался чуть слабее.

В промежутке между этими работами в 1995 году Лайфсон выпустил свой сольный диск "Victor", очень интересный и мрачный альбом, имеющий мало общего с музыкой Rush. Алекс получил еще одну премию Juno за эту работу. В примерно то же время Нил участвовал в трибьют-проекте джазовому барабанщику Бадди Ричу.

Помни о смерти… эти слова набатом прозвучали для Rush и, к сожалению, не единожды. Летом 1997 дочь Нила Пирта Селина была насмерть сбита автомобилем. Менее чем через год от рака скончалась его жена, Жаклин. За 11 месяцев Пиерт потерял всю свою семью. Он полностью удалился от общества и последний год провел в практически полном затворничестве, наедине со своим горем.

Существование группы, на данный момент, под вопросом. В последний раз Гедди и Алекс играли вместе на репетиции летом этого года. Нам остается только затаить дыхание и ждать.

А последнее, что издали Rush — это тройной (!) концертный диск Different Stages. Два альбома — концерты группы времен тура "Test For Echo". Третий же — целиком записанное выступление 1978 года. Подводя итог, остается лишь надеяться, что история этой легендарной группы окажется значительно дольше, чем описано в этом очерке!

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ






Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]
Powered by ALIVE

ALIVE ARCHIVE

Александр Вольперт

ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР

Существует считанное количество групп, которые сумели провести вместе чуть ли не треть века, пронести свою музыку через десятилетия и остаться самими собой. Примером такого феномена является канадское трио Rush, группа, чей легендарный статус подтвержден годами творчества, поклонниками, золотыми дисками, правительственными наградами, званиями и глубочайшим признанием как их поклонников-меломанов, так и коллег-музыкантов.

ПЕРВЫЙ НАПОР

К концу 60х годов в Канаде сложилась чрезвычайно неинтересная ситуация, которая характеризовалось почти полным отсутствием музыкальной "живности". Судите сами — единственными известными действительно канадскими музыкантами в то время были разве что Guess Who. Конечно, не стоит забывать чуть ли не десяток талантливых музыкантов и групп, которые сменили пасмурные земли Канады на жаркие прерии Техасщины, проще говоря — переехали на гораздо более вольготные хлеба соседних Соединенных Штатов Америки. Но речь пойдет, естественно, не о них.

Сначала был югославский мальчик Саша Живойнович, который в 12 лет получил в подарок свою первую гитару и, что для нас главное, был страстным поклонником музыки. Со временем Саша решил, что подобное имя не подходит для будущей рок-звезды, и решил перевести свое его на английский язык. Так появился Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) и исчез юный Живойнович. К 68 году Алекс с друзьями организовали группу, музыкой которых наслаждались в основном стены их репетиционных комнат-подвалов. Правда, иногда молодым людям не хватало звуковой мощи, и Алексу приходилось плестись к своему старому приятелю, с которым они были знакомы с восьмого класса — Гарри Ли Вейнрибу. У Гарри было несколько достоинств, главным из которых было обладание гитарным усилителем. Кроме того, у Гарри была замечательная еврейская бабушка с не менее замечательным прононсом имени своего внучка — в ее исполнении это звучало как Гедди. Приятелям нравилось называть Вейнриба именно Гедди, и со временем Гарри Ли Вейнриб стал Гедди Ли, для краткости.

В то время (1968) басистом и вокалистом в Rush (в переводе — "Напор") был некий Джефф Джоунс, с которым был даже дан один концерт, а барабанщиком — Джон Ратси (John Rutsey). Алекс решил расширить состав и пригласил в группу еще одного гитариста, именно того Гедди! Джефф же, наоборот, решил состав сузить, причем посредством своего ухода из группы. Ли пришлось потерять две струны, обзавестись бас-гитарой и освоить профессию вокалиста. С этого момента и появились те самые Rush, которых ждал бешеный успех… вернее — почти появились. Оставался один лишь штрих, о котором будет сказано чуть позже.

Итак, группа оттачивала свои зубы в основном на ниве блюз-рока в стиле Yardbirds и Cream. Алекс представлял себя Эриком Клэптоном, Гедди — не менее чем Джеком Брюсом, и они с увлечением играли 20-минутные версии классической "кримовской" Spoonful. Ни денег, ни славы это не приносило — к 1973 году все достижения группы исчерпывались десятком-другим выступлений в кафе с едой в качестве оплаты и записанным на свои кровные деньги, заработанные на заправке и хозяйственном магазине, сингле — кавере песни Бадди Холли "Don't Fade Away". Этот сингл был издан мизерным тиражом и, по вполне очевидным причинам, успехом не пользовался.

Наконец, в 1974 году на мелком независимом лейбле вышел дебютный диск группы с немудреным названием Rush. Группа сама выступила в роли продюсера, посему звучало все это не ахти как, но самое главное это то, что весь альбом был … ну как бы это помягче сказать… очень похож на Led Zeppelin. Тем не менее, этот диск ожидал неожиданный успех, группа получила контракт с Mercury Records, но у Ратси оказались серьезные проблемы со здоровьем (сахарный диабет), и ему пришлось уйти. Ли и Лайфсон стали искать нового барабанщика и "сделали предложение" Нилу Пиерту (Neal Peart). Когда-то, в годы детства, Нил очень хотел получить на день рождения собаку, но родители преподнесли ему ударную установку. Таким образом вместо, возможно, великого ветеринара появился великий барабанщик, который в то время отнюдь не процветал, играя в группе с названием Hush. Пиерт согласился заменить литеру H на R, и в аккурат в день 21-летия Гедди стал участником сего славного коллектива, сделав подарок не только ему, но и всему человечеству. Это и стало последним штрихом в формировании "тех самых" Rush.

НОЧНОЙ ПОЛЕТ "КРИПТО-ФАШИСТОВ" И СТАЛЬНЫЕ ЛАСКИ ШОУ-БИЗНЕСА

Следующим, что совершила группа, было турне по Северной Америки, во время которого Rush выступали и как хэдлайнеры, и "на разогреве". Это турне примечательно тем, что только во время него можно было услышать кавер песни Ларри Уильямса "Bad Boy", более известной в исполнении The Beatles. Впрочем, в сет-листе Rush эта вещь в основном служила для исполнения гитарных соло и трюков. Еще более интересным является факт, что в сет-лист входила песня авторства Rush "Fancy Dancer", так же известная как "Can't You See". Я подчеркиваю это по нескольким причинам: во-первых, существует миф о том, что у Rush не существует какого либо leftover, невостребованного студийного материала. Во-вторых, считается, что Rush никогда не бросали свои песни "на полдороги". Правда о первом пункте, скорее всего, пока так и останется загадкой, но вот второй миф, похоже, развеян.

После турне последовала запись диска "Fly By Night", который явился первым настоящим успехом Rush. Примечательно участие в судьбе Rush такого человека, как Терри Браун (Terry Brown), опытного продюсера, ранее работавшего с Procol Harum и The Troggs. Конечно, расстаться с наследием Led Zeppelin было пока сложно, но отход от жесткого и яркого харда в сторону более сложных, арт-роковых структур, нельзя было не заметить. Песня Anthem ("Гимн") стала первой ласточкой нового для Rush подхода к композиции и стихам, а заодно и именем их собственного лейбла. Достаточно интересны также фэнтэзи-ориентированная "By-Tor & The Snow Dog" и нежная баллада "Rivendell". Со второй песней все предельно ясно — наследие Толкиена всегда будоражило музыкантов, более того, смерть JRRT была на тот момент событием недавним (1973 г.) и вполне актуальным. С первой же ситуация более интересная — это величественная и аллегорическая композиция о борьбе добра и зла и торжестве справедливости навеяна всего-навсего двумя собаками — немецкой овчаркой Bitor (Кусака) и дворнягой Snow Dog (не иначе как Снежок)! Слушателям и критикам альбом понравился, и группе была вручена престижная канадская премия Juno — как самой перспективной молодой группе страны. За выпуском альбома последовало непременное турне, в котором в равной пропорции присутствовали песни с обеих альбомов, с каверами же было покончено навсегда.

Казалось, молодая группа была обречена на успех, но выпуск "Caress Of Steel" неожиданно не оправдал надежд поклонников и критиков, диск был признан неудачным и разруган. Давайте попробуем разобраться в это феномене — ведь сейчас то вполне очевидно, что альбом удался. Причин в подобном "похолодании", на самом деле, несколько. Во-первых, отход от хард-рока на этом диске был гораздо более заметным, из 45 минут его звучания добрые пол часа были отведены под явный арт-рок, представленный двумя длинными многочастными композициями, a "Fountain Of Lamneth" занимала всю вторую сторону пластинки. Из оставшихся 15 минут одна вещь представляла из себя полубалладу, одна — удачную, и еще одна — очень неуклюжую хард-роковые песни. Таким образом, тем, кто искал на этом диске старый саунд, поживиться было почти нечем. Во-вторых, это был уже второй диск Rush за 1975 год — может быть, и не стоило торопиться с его выпуском (хотя контрактные обязательства сложно обойти). В-третьих, прог-роковая аудитория еще не начала воспринимать Rush как "свою" группу. В-четвертых — 20-минутная "Fountain Of Lamneth" никогда, ни в каком виде, даже по частям, не исполнялась на концертах, ни в промоушэн-турне, ни, само собой, в последующие годы. Таким образом, группа вживую представляла слушателям только половину нового диска, что явно не способствовало его популяризации. Короче говоря, причин много, а результат один — падение популярности и разочарование группы, ведь в альбом было вложено столько труда!

Гедди, Алекс и Нил осознавали, что следующий диск станет их последним шансом. И тогда был записан "2112", на тот момент их мощнейший и лучший альбом. Гедди заявлял, что этот диск — месть всем, кто их оскорблял и недооценивал, в особенности — журналистам. Журналисты не замедлили с контратакой и объявили группу "криптофашистами"! Вспоминается, как в фашизме обвиняли веселейших и добрейших Kiss (кстати, Rush в то время как раз открывали концерты для Kiss). В случае с Rush, однако, ситуация была несколько более сложной, а загвоздка была как раз в самой, одноименной названию пластинки композиции "2112". Содержание песни (если можно назвать песней семичастную ораторию с увертюрой и финалом) основано на книге Айн Ранд "The Anthem" (знакомое слово, верно?), писательницы, чье имя частенько относят к правому политическому крылу. Безусловно, эта вещь о жестком и мрачном, тоталитарном обществе, о противостоянии творчества, свободы и контроля. Судите сами — главный герой, юноша, находит гитару, инструмент из далеких для него годов. Он относит находку Жрецам, которые запрещают ему в дальнейшем прикасаться к инструменту. Юноша направляется к Оракулу, где узнает о том, что человечество много лет назад разделилось на демократические Внешние Планеты и тоталитарную Солнечную Федерацию. В отчаянии от осознания безысходности своей жизни молодой человек вскрывает себе вены и умирает, тем временем Внешние Планеты вторгаются в жестокий мир Федерации. Все. Где фашизм? В тексте песни явно ничего профашистского нет. Ближайшие поиски на диске обнаруживают картинку, на которой изображен обнаженный человек, пятящийся от красной звезды-пентаграммы. Может быть, это — пропаганда фашизма? Сейчас подобное кажется "невинной детской игрой в крысу", но тогда отношение к подобному было на уровне "если ты не марксист — значит, фашист".

Для того чтобы понять, к чему относится этот рисунок, придется ввести в игру еще одного человека, о котором, обычно, очень мало говорят — Хью Сайма (Hugh Syme). Сайм играл на клавишах в нескольких песнях Rush и оформил большинство их дисков, а также Iron Maiden "X-Factor" и по несколько альбомов для Fates Warning, Megadeth, Whitesnake, Celine Dion (весьма пестрая команда!). Итак, слово Хью: "Этот человек — герой песни. Его нагота — дань классической традиции, она отражает чистоту его натуры и творческое начало без вмешательства посторонних элементов, таких, как одежда. "Красная пентаграмма" — это злая красная звезда Федерации, один из символов Нила. Вся суть обложки в противостоянии звезды и героя. Существует негативная и позитивная силы: позитивная — это музыка, творчество, свобода самовыражения, негативная — все что препятствует этому…". Собственно, с "криптофашизмом" все ясно, вернемся к музыке.

Итак, "2112" стал триумфом группы — заглавная вещь исполнялась на всех концертах Rush (в том или ином виде) в течении последующих более чем двадцати лет. С определенной долей уверенности можно сказать, что сама "2112" была первым в мире прогметалическим произведением. Оставшиеся композиции, честно говоря, не идут ни в какое сравнение с первым монстром. Наиболее интересна из них "Tears", партию меллотрона в которой исполнил тот самый Хью — это было первое робкое появление клавишных в музыке Rush.

После выпуска "2112" было проведено исключительно успешное турне, во время которого был записан концертный альбом "All the World's a Stage", полную версию которого стало возможным услышать на компакт-диске относительно недавно.

Таким образом, 76-й год стал поворотной точкой для группы, никто больше не смел обвинять их в подражательстве, зато через десяток лет стали появляться уже их последователи, как талантливые (Sieges Even, Dream Theater, Ring Of Myth, Soul Cages), так и бездарные (Point Of Ares, Wing Of Steel).

ПРОЩАНИЕ С КОРОЛЯМИ И РАЗГОВОР С БОГАМИ

На двух своих следующих дисках Rush продолжили научно-фантастическую линию. Первый из них, "A Farewell To Kings", был выпущен в 1977 году и получился просто феерическим! Это, без сомнения, одна из лучших работ группы (если не самая лучшая) и одна из ярких жемчужин арт-рока в целом. На диске нет ни одной слабой песни: от открывающей диск одноименной композиции до мрачной и массивной "Cygnus X-1" альбом пронизан вдохновением. Начиная с этого момента в арсенал группы входят клавишные инструменты, на которых все эти годы учился играть Гедди Ли. Впервые в роли еще и клавишника Гедди предстает в песне "Xanadu", которая сочинена по мотивам неоконченной поэмы Колдриджа "Кубла Хан". "Closer To The Heart" становится своеобразным гимном группы, а в "Cinderella Man" появляются неожиданные элементы рэгги. На фотографиях тех времен Ли вооружен уникальным монстром от Rickenbacker — гитарой и бас-гитарой в одном корпусе, при этом он поет, и играет, но не на упомянутом инструменте, а на минимуге — зрелище, что и говорить, необычное.

На очередном диске, "Hemispheres", Rush обратились к еще более необычным музыкальным и смысловым формам. В первый и последний раз на их диске всего 4 композиции. Первая из них, собственно "Hemipsheres", посвящена борьбе Аполлона и Диониса, которые представляют достаточно известную научно-фантастическую концепцию о двух типах цивилизации: аполлинических и дионисических, сиречь о техническом и артистическом пути развития. Rush считают, что ни один из этих путей в своем чистом виде неприемлем. Что же, с этим сложно спорить.

Интересно отметить, что космический корабль "Росинант" впервые появился в песне "Cygnus X-1" на предыдущем альбоме, а общество, описываемое в "Hemispheres", в своем расколе на две половины сильно напоминает историю с "2112". Таким образом, эти три альбома как музыкально, так и в смысловом плане можно увязать в своеобразную трилогию о нашем с вами невеселом будущем.

Музыкально "Hemispheres" являются пиком сложности музыки и аранжировок для группы, в жертву которым были принесен мелодизм. Правда, на диске имеется красивейшая баллада "The Trees". Последняя же композиция на альбоме, "La Villa Strangiato", по заявлению самих музыкантов — упражнение в самолюбовании! На самом деле, это своеобразный бенефис Алекса Лайфсона, демонстрация его возросшего таланта гитариста и заодно монолитности и слаженности всей группы.

Итак, музыка все усложнялась… но, судя по всему, группа хотела не этого.

ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ

О начале 1980 лучше всего скажет заявление Гедди, сделанное им в конце 80-х: "Настало время завершить концептуальные истории. Все, что мы говорили, становилось все менее и менее оформленным и понятным. Ты стараешься создать последовательную историю, подобрать определенные образы, но в конце концов к тебе приходят шестнадцать разных людей и предлагают шестнадцать разных толкований твоей истории. Я ничего не имею против, но для нас настало время выйти из тумана и создать что-то ясное и определенное".

Таким образом, диск 1980 года "Permanent Waves" обозначил следующий этап в музыке группы. Сложность и образность несколько отошли в сторону, вернее — перестали ставиться на первое место, а вместо них появилось новое, менее жесткое звучание, которое позволило группе пробиться на радио. Первая песня на этом альбоме так и называется — "The Spirit Of Radio". Не стоит думать, что Rush неожиданно стали поп-групой, наоборот — музыка не только не потеряла своей глубины, но стала еще более изощренной. Парадокс? Пожалуй, но таково положение вещей — научно-фантастические "Natural Science" и "Jacob's Ladder" являются двумя арт-роковыми шедеврами диска, а сам "Permanent Waves" — определенно лучшим диском группы, сочетая ярчайший мелодизм и безупречное исполнение.

"Moving Pictures" (1981) в целом продолжил концепцию предыдущего альбома и занял достойнейшее место в их обширной коллекции золотых дисков. Открывает его мрачная и помпезная "Tom Sawyer", в создании текста которой группе помог старый друг Нила по имени Пай Дюбуа. Снова обращение к фантастике — "Red Barchetta", по рассказу Ричарда Фостера "Приятная утренняя прогулка", снова обращение к радио (но не радио-дружественному саунду!) — закрученнейшая "YYZ". Кстати, "YYZ" — это всего-навсего название радиостанции в Торонто.

Отличный концертник "Exit…Stage Left" еще раз подтвердил не нуждающийся в подтверждении сверхстатус группы и завершил самый плодотворный период в истории Rush. А вот последовавший за турне "Signals" получился довольно невразумительным. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохой диск, но то, что он был неудачен с точки зрения сегодняшнего дня, не вызывает сомнений. Музыка на "Signals" ближе всего к бледному подобию "Moving Pictures", многие до сих пор считают этот альбом худшим в дискографии группы, но мне кажется, что так далеко заходить не стоит. Интересно отметить электроскрипку Бена Минка из канадской арт-роковой группы FM в изумительной песне "Losing It". В целом же, сигналы явно были не слишком обнадеживающими.

ИЗЯЩЕСТВО ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Начиная с 1984 Rush вступили в свой самый непредсказуемый период, каждый новый альбом вызывал у одних почитателей их творчества зубовный скрежет, а у других — радостное восхищение. В самой же группе начали нарастать внутреннее давление — музыканты начали уставать друг от друга. Безусловно, до настоящих конфликтов было еще далеко, причем настолько, что они никогда и не произошли.

Так или иначе, каждый диск группы звучал по своему: "Grace Under Pressure" (1984) представил неожиданно продемонстрировал совершенно иной, нью-вэйвовый саунд группы. Холодное, отстраненное звучание и страстный голос Гедди, который, как раненый бэнши, стонет о грядущих катастрофах, погибших друзьях и концлагерях... На этом же диске завершается трилогия под названием "Fear" ("Страх"), начатая на "Moving Pictures" ("Witch Hunt") и продолженная на "Signals" ("Enemy Within"). Пожалуй, это последняя концепция группы. В клипе на песню "Distant Early Warning" снялся сын Ли, Джулиан — тот самый мальчик, летающий верхом на баллистической ракете.

На "Power Windows" Rush предстают перед нами как клавишно-ориентированная, крайне позитивная группа — Гедди использует огромное количество разнообразных аналоговых инструментов для создания яркой и насыщенной музыкальной палитры. Это единственный диск группы, где гитара на втором плане. Очень светлый, изящный и приятный альбом, на котором особенно хочется отметить задумчивую балладу "Mystic Rhythms".

Дальнейшая эволюция группы явила собой появление "Hold Your Fire", который по звуку представляет собой нечто среднее между двумя предыдущими альбомами. Впервые на диске появляется женский вокал. Слово Ли: "Самый интересный аспект для нашей группы — это композиция. Написание песен — процесс, приносящий наибольшее удовлетворение, все остальное лишь оболочка для этого. Все это было не так десять лет назад — мы больше были сосредоточены на исполнении. Но теперь я считаю себя музыкантом-композитором, а не музыкантом-исполнителем. Это моя позиция, и ради этого я в музыке." Тем не менее, в наши дни Лайфсон открыто выражает недовольство этим альбомом.

Прекрасный концертный диск "A Show Of Hands" и студийный "Presto" завершают восьмидесятые годы. Про первый можно отметить, что группа считает его своим наиболее успешным концертником. Rush собирали полные стадионы, выступая перед десятками тысяч слушателей. А вот второй, по мнению группы — их самый неудачный студийный диск. С обоими утверждениями я склонен согласиться. "Presto" подвел группу к черте, за которой мог бы состояться распад, к глубокому неудовлетворению своей работой. На диске была предпринята попытка вернуться к более раннему звучанию, и эта попытка не удалась.

ПОМНИ О СМЕРТИ

К середине девяностых Rush подошли, имея солиднейший багаж славы и жизненного опыта. Группа удостоилась восьми канадских премий Juno и двух номинаций Грэмми. Гедди Ли более чем пять раз получал звание лучшего басиста по опросам журнала Bass Player, в связи с этим его имя — в Зале Славы Музыкантов. У него двое детей — сын Джулиан и дочь Кайли. Гедди — большой любитель бейсбола…

Алекс Лайфсон в 83-м был назван лучшим рок-талантом среди гитаристов и тоже попал в Зал Славы Музыкантов. Пилот-любитель, владелец ресторана Orbit Room, он еще и изобретатель специальной стойки для гитары, которую сейчас выпускает его небольшая фирма Omega. У Алекса также двое детей — Джастин и Адриан.

Нил Пиерт за свою жизнь получил больше десятка премий как лучший в мире барабанщик, написал несколько книг поэзии, и, как вы уже догадываетесь, попал в Зал Славы Музыкантов. Он отец дочери, Селины.

Относительно недавно Rush получили Орден Канады. По своим масштабам это равно получению The Beatles ордена Почетного Члена Британской Империи. Rush — единственная в мире группа, получившая такую награду. Группа постоянно участвует в благотворительных концертах и во всем поддерживает бесприбыльную организацию "Музыканты Против Расизма". Но вернемся к хронологическому изложению событий…

В 1991 году вышел альбом "Roll The Bones". Не думаю, что и этот альбом можно назвать очень сильным, скорее наоборот. Тем не менее, на нем есть несколько поистине замечательных композиций. На обложке диска зашифровано предложение "Remember death…" Вряд ли кто из музыкантов подозревал, какие черные силы они разбудили этими словами всего через несколько лет.

А последовавший затем "Counterparts" (1994) в одно мгновение вернул группу в строй! Жесткий, ярчайший диск, мощный и лиричный одновременно. Прекрасная и удивительно современная и своевременная работа. Последовавший за ним "Test For Echo" (1996) в целом продолжил эту линую, хотя и оказался чуть слабее.

В промежутке между этими работами в 1995 году Лайфсон выпустил свой сольный диск "Victor", очень интересный и мрачный альбом, имеющий мало общего с музыкой Rush. Алекс получил еще одну премию Juno за эту работу. В примерно то же время Нил участвовал в трибьют-проекте джазовому барабанщику Бадди Ричу.

Помни о смерти… эти слова набатом прозвучали для Rush и, к сожалению, не единожды. Летом 1997 дочь Нила Пирта Селина была насмерть сбита автомобилем. Менее чем через год от рака скончалась его жена, Жаклин. За 11 месяцев Пиерт потерял всю свою семью. Он полностью удалился от общества и последний год провел в практически полном затворничестве, наедине со своим горем.

Существование группы, на данный момент, под вопросом. В последний раз Гедди и Алекс играли вместе на репетиции летом этого года. Нам остается только затаить дыхание и ждать.

А последнее, что издали Rush — это тройной (!) концертный диск Different Stages. Два альбома — концерты группы времен тура "Test For Echo". Третий же — целиком записанное выступление 1978 года. Подводя итог, остается лишь надеяться, что история этой легендарной группы окажется значительно дольше, чем описано в этом очерке!

<<  >>


Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Rush: Прорыв через периметр

ALIVE ARCHIVE

Александр Вольперт

ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР

Существует считанное количество групп, которые сумели провести вместе чуть ли не треть века, пронести свою музыку через десятилетия и остаться самими собой. Примером такого феномена является канадское трио Rush, группа, чей легендарный статус подтвержден годами творчества, поклонниками, золотыми дисками, правительственными наградами, званиями и глубочайшим признанием как их поклонников-меломанов, так и коллег-музыкантов.

ПЕРВЫЙ НАПОР

К концу 60х годов в Канаде сложилась чрезвычайно неинтересная ситуация, которая характеризовалось почти полным отсутствием музыкальной "живности". Судите сами — единственными известными действительно канадскими музыкантами в то время были разве что Guess Who. Конечно, не стоит забывать чуть ли не десяток талантливых музыкантов и групп, которые сменили пасмурные земли Канады на жаркие прерии Техасщины, проще говоря — переехали на гораздо более вольготные хлеба соседних Соединенных Штатов Америки. Но речь пойдет, естественно, не о них.

Сначала был югославский мальчик Саша Живойнович, который в 12 лет получил в подарок свою первую гитару и, что для нас главное, был страстным поклонником музыки. Со временем Саша решил, что подобное имя не подходит для будущей рок-звезды, и решил перевести свое его на английский язык. Так появился Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) и исчез юный Живойнович. К 68 году Алекс с друзьями организовали группу, музыкой которых наслаждались в основном стены их репетиционных комнат-подвалов. Правда, иногда молодым людям не хватало звуковой мощи, и Алексу приходилось плестись к своему старому приятелю, с которым они были знакомы с восьмого класса — Гарри Ли Вейнрибу. У Гарри было несколько достоинств, главным из которых было обладание гитарным усилителем. Кроме того, у Гарри была замечательная еврейская бабушка с не менее замечательным прононсом имени своего внучка — в ее исполнении это звучало как Гедди. Приятелям нравилось называть Вейнриба именно Гедди, и со временем Гарри Ли Вейнриб стал Гедди Ли, для краткости.

В то время (1968) басистом и вокалистом в Rush (в переводе — "Напор") был некий Джефф Джоунс, с которым был даже дан один концерт, а барабанщиком — Джон Ратси (John Rutsey). Алекс решил расширить состав и пригласил в группу еще одного гитариста, именно того Гедди! Джефф же, наоборот, решил состав сузить, причем посредством своего ухода из группы. Ли пришлось потерять две струны, обзавестись бас-гитарой и освоить профессию вокалиста. С этого момента и появились те самые Rush, которых ждал бешеный успех… вернее — почти появились. Оставался один лишь штрих, о котором будет сказано чуть позже.

Итак, группа оттачивала свои зубы в основном на ниве блюз-рока в стиле Yardbirds и Cream. Алекс представлял себя Эриком Клэптоном, Гедди — не менее чем Джеком Брюсом, и они с увлечением играли 20-минутные версии классической "кримовской" Spoonful. Ни денег, ни славы это не приносило — к 1973 году все достижения группы исчерпывались десятком-другим выступлений в кафе с едой в качестве оплаты и записанным на свои кровные деньги, заработанные на заправке и хозяйственном магазине, сингле — кавере песни Бадди Холли "Don't Fade Away". Этот сингл был издан мизерным тиражом и, по вполне очевидным причинам, успехом не пользовался.

Наконец, в 1974 году на мелком независимом лейбле вышел дебютный диск группы с немудреным названием Rush. Группа сама выступила в роли продюсера, посему звучало все это не ахти как, но самое главное это то, что весь альбом был … ну как бы это помягче сказать… очень похож на Led Zeppelin. Тем не менее, этот диск ожидал неожиданный успех, группа получила контракт с Mercury Records, но у Ратси оказались серьезные проблемы со здоровьем (сахарный диабет), и ему пришлось уйти. Ли и Лайфсон стали искать нового барабанщика и "сделали предложение" Нилу Пиерту (Neal Peart). Когда-то, в годы детства, Нил очень хотел получить на день рождения собаку, но родители преподнесли ему ударную установку. Таким образом вместо, возможно, великого ветеринара появился великий барабанщик, который в то время отнюдь не процветал, играя в группе с названием Hush. Пиерт согласился заменить литеру H на R, и в аккурат в день 21-летия Гедди стал участником сего славного коллектива, сделав подарок не только ему, но и всему человечеству. Это и стало последним штрихом в формировании "тех самых" Rush.

НОЧНОЙ ПОЛЕТ "КРИПТО-ФАШИСТОВ" И СТАЛЬНЫЕ ЛАСКИ ШОУ-БИЗНЕСА

Следующим, что совершила группа, было турне по Северной Америки, во время которого Rush выступали и как хэдлайнеры, и "на разогреве". Это турне примечательно тем, что только во время него можно было услышать кавер песни Ларри Уильямса "Bad Boy", более известной в исполнении The Beatles. Впрочем, в сет-листе Rush эта вещь в основном служила для исполнения гитарных соло и трюков. Еще более интересным является факт, что в сет-лист входила песня авторства Rush "Fancy Dancer", так же известная как "Can't You See". Я подчеркиваю это по нескольким причинам: во-первых, существует миф о том, что у Rush не существует какого либо leftover, невостребованного студийного материала. Во-вторых, считается, что Rush никогда не бросали свои песни "на полдороги". Правда о первом пункте, скорее всего, пока так и останется загадкой, но вот второй миф, похоже, развеян.

После турне последовала запись диска "Fly By Night", который явился первым настоящим успехом Rush. Примечательно участие в судьбе Rush такого человека, как Терри Браун (Terry Brown), опытного продюсера, ранее работавшего с Procol Harum и The Troggs. Конечно, расстаться с наследием Led Zeppelin было пока сложно, но отход от жесткого и яркого харда в сторону более сложных, арт-роковых структур, нельзя было не заметить. Песня Anthem ("Гимн") стала первой ласточкой нового для Rush подхода к композиции и стихам, а заодно и именем их собственного лейбла. Достаточно интересны также фэнтэзи-ориентированная "By-Tor & The Snow Dog" и нежная баллада "Rivendell". Со второй песней все предельно ясно — наследие Толкиена всегда будоражило музыкантов, более того, смерть JRRT была на тот момент событием недавним (1973 г.) и вполне актуальным. С первой же ситуация более интересная — это величественная и аллегорическая композиция о борьбе добра и зла и торжестве справедливости навеяна всего-навсего двумя собаками — немецкой овчаркой Bitor (Кусака) и дворнягой Snow Dog (не иначе как Снежок)! Слушателям и критикам альбом понравился, и группе была вручена престижная канадская премия Juno — как самой перспективной молодой группе страны. За выпуском альбома последовало непременное турне, в котором в равной пропорции присутствовали песни с обеих альбомов, с каверами же было покончено навсегда.

Казалось, молодая группа была обречена на успех, но выпуск "Caress Of Steel" неожиданно не оправдал надежд поклонников и критиков, диск был признан неудачным и разруган. Давайте попробуем разобраться в это феномене — ведь сейчас то вполне очевидно, что альбом удался. Причин в подобном "похолодании", на самом деле, несколько. Во-первых, отход от хард-рока на этом диске был гораздо более заметным, из 45 минут его звучания добрые пол часа были отведены под явный арт-рок, представленный двумя длинными многочастными композициями, a "Fountain Of Lamneth" занимала всю вторую сторону пластинки. Из оставшихся 15 минут одна вещь представляла из себя полубалладу, одна — удачную, и еще одна — очень неуклюжую хард-роковые песни. Таким образом, тем, кто искал на этом диске старый саунд, поживиться было почти нечем. Во-вторых, это был уже второй диск Rush за 1975 год — может быть, и не стоило торопиться с его выпуском (хотя контрактные обязательства сложно обойти). В-третьих, прог-роковая аудитория еще не начала воспринимать Rush как "свою" группу. В-четвертых — 20-минутная "Fountain Of Lamneth" никогда, ни в каком виде, даже по частям, не исполнялась на концертах, ни в промоушэн-турне, ни, само собой, в последующие годы. Таким образом, группа вживую представляла слушателям только половину нового диска, что явно не способствовало его популяризации. Короче говоря, причин много, а результат один — падение популярности и разочарование группы, ведь в альбом было вложено столько труда!

Гедди, Алекс и Нил осознавали, что следующий диск станет их последним шансом. И тогда был записан "2112", на тот момент их мощнейший и лучший альбом. Гедди заявлял, что этот диск — месть всем, кто их оскорблял и недооценивал, в особенности — журналистам. Журналисты не замедлили с контратакой и объявили группу "криптофашистами"! Вспоминается, как в фашизме обвиняли веселейших и добрейших Kiss (кстати, Rush в то время как раз открывали концерты для Kiss). В случае с Rush, однако, ситуация была несколько более сложной, а загвоздка была как раз в самой, одноименной названию пластинки композиции "2112". Содержание песни (если можно назвать песней семичастную ораторию с увертюрой и финалом) основано на книге Айн Ранд "The Anthem" (знакомое слово, верно?), писательницы, чье имя частенько относят к правому политическому крылу. Безусловно, эта вещь о жестком и мрачном, тоталитарном обществе, о противостоянии творчества, свободы и контроля. Судите сами — главный герой, юноша, находит гитару, инструмент из далеких для него годов. Он относит находку Жрецам, которые запрещают ему в дальнейшем прикасаться к инструменту. Юноша направляется к Оракулу, где узнает о том, что человечество много лет назад разделилось на демократические Внешние Планеты и тоталитарную Солнечную Федерацию. В отчаянии от осознания безысходности своей жизни молодой человек вскрывает себе вены и умирает, тем временем Внешние Планеты вторгаются в жестокий мир Федерации. Все. Где фашизм? В тексте песни явно ничего профашистского нет. Ближайшие поиски на диске обнаруживают картинку, на которой изображен обнаженный человек, пятящийся от красной звезды-пентаграммы. Может быть, это — пропаганда фашизма? Сейчас подобное кажется "невинной детской игрой в крысу", но тогда отношение к подобному было на уровне "если ты не марксист — значит, фашист".

Для того чтобы понять, к чему относится этот рисунок, придется ввести в игру еще одного человека, о котором, обычно, очень мало говорят — Хью Сайма (Hugh Syme). Сайм играл на клавишах в нескольких песнях Rush и оформил большинство их дисков, а также Iron Maiden "X-Factor" и по несколько альбомов для Fates Warning, Megadeth, Whitesnake, Celine Dion (весьма пестрая команда!). Итак, слово Хью: "Этот человек — герой песни. Его нагота — дань классической традиции, она отражает чистоту его натуры и творческое начало без вмешательства посторонних элементов, таких, как одежда. "Красная пентаграмма" — это злая красная звезда Федерации, один из символов Нила. Вся суть обложки в противостоянии звезды и героя. Существует негативная и позитивная силы: позитивная — это музыка, творчество, свобода самовыражения, негативная — все что препятствует этому…". Собственно, с "криптофашизмом" все ясно, вернемся к музыке.

Итак, "2112" стал триумфом группы — заглавная вещь исполнялась на всех концертах Rush (в том или ином виде) в течении последующих более чем двадцати лет. С определенной долей уверенности можно сказать, что сама "2112" была первым в мире прогметалическим произведением. Оставшиеся композиции, честно говоря, не идут ни в какое сравнение с первым монстром. Наиболее интересна из них "Tears", партию меллотрона в которой исполнил тот самый Хью — это было первое робкое появление клавишных в музыке Rush.

После выпуска "2112" было проведено исключительно успешное турне, во время которого был записан концертный альбом "All the World's a Stage", полную версию которого стало возможным услышать на компакт-диске относительно недавно.

Таким образом, 76-й год стал поворотной точкой для группы, никто больше не смел обвинять их в подражательстве, зато через десяток лет стали появляться уже их последователи, как талантливые (Sieges Even, Dream Theater, Ring Of Myth, Soul Cages), так и бездарные (Point Of Ares, Wing Of Steel).

ПРОЩАНИЕ С КОРОЛЯМИ И РАЗГОВОР С БОГАМИ

На двух своих следующих дисках Rush продолжили научно-фантастическую линию. Первый из них, "A Farewell To Kings", был выпущен в 1977 году и получился просто феерическим! Это, без сомнения, одна из лучших работ группы (если не самая лучшая) и одна из ярких жемчужин арт-рока в целом. На диске нет ни одной слабой песни: от открывающей диск одноименной композиции до мрачной и массивной "Cygnus X-1" альбом пронизан вдохновением. Начиная с этого момента в арсенал группы входят клавишные инструменты, на которых все эти годы учился играть Гедди Ли. Впервые в роли еще и клавишника Гедди предстает в песне "Xanadu", которая сочинена по мотивам неоконченной поэмы Колдриджа "Кубла Хан". "Closer To The Heart" становится своеобразным гимном группы, а в "Cinderella Man" появляются неожиданные элементы рэгги. На фотографиях тех времен Ли вооружен уникальным монстром от Rickenbacker — гитарой и бас-гитарой в одном корпусе, при этом он поет, и играет, но не на упомянутом инструменте, а на минимуге — зрелище, что и говорить, необычное.

На очередном диске, "Hemispheres", Rush обратились к еще более необычным музыкальным и смысловым формам. В первый и последний раз на их диске всего 4 композиции. Первая из них, собственно "Hemipsheres", посвящена борьбе Аполлона и Диониса, которые представляют достаточно известную научно-фантастическую концепцию о двух типах цивилизации: аполлинических и дионисических, сиречь о техническом и артистическом пути развития. Rush считают, что ни один из этих путей в своем чистом виде неприемлем. Что же, с этим сложно спорить.

Интересно отметить, что космический корабль "Росинант" впервые появился в песне "Cygnus X-1" на предыдущем альбоме, а общество, описываемое в "Hemispheres", в своем расколе на две половины сильно напоминает историю с "2112". Таким образом, эти три альбома как музыкально, так и в смысловом плане можно увязать в своеобразную трилогию о нашем с вами невеселом будущем.

Музыкально "Hemispheres" являются пиком сложности музыки и аранжировок для группы, в жертву которым были принесен мелодизм. Правда, на диске имеется красивейшая баллада "The Trees". Последняя же композиция на альбоме, "La Villa Strangiato", по заявлению самих музыкантов — упражнение в самолюбовании! На самом деле, это своеобразный бенефис Алекса Лайфсона, демонстрация его возросшего таланта гитариста и заодно монолитности и слаженности всей группы.

Итак, музыка все усложнялась… но, судя по всему, группа хотела не этого.

ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ

О начале 1980 лучше всего скажет заявление Гедди, сделанное им в конце 80-х: "Настало время завершить концептуальные истории. Все, что мы говорили, становилось все менее и менее оформленным и понятным. Ты стараешься создать последовательную историю, подобрать определенные образы, но в конце концов к тебе приходят шестнадцать разных людей и предлагают шестнадцать разных толкований твоей истории. Я ничего не имею против, но для нас настало время выйти из тумана и создать что-то ясное и определенное".

Таким образом, диск 1980 года "Permanent Waves" обозначил следующий этап в музыке группы. Сложность и образность несколько отошли в сторону, вернее — перестали ставиться на первое место, а вместо них появилось новое, менее жесткое звучание, которое позволило группе пробиться на радио. Первая песня на этом альбоме так и называется — "The Spirit Of Radio". Не стоит думать, что Rush неожиданно стали поп-групой, наоборот — музыка не только не потеряла своей глубины, но стала еще более изощренной. Парадокс? Пожалуй, но таково положение вещей — научно-фантастические "Natural Science" и "Jacob's Ladder" являются двумя арт-роковыми шедеврами диска, а сам "Permanent Waves" — определенно лучшим диском группы, сочетая ярчайший мелодизм и безупречное исполнение.

"Moving Pictures" (1981) в целом продолжил концепцию предыдущего альбома и занял достойнейшее место в их обширной коллекции золотых дисков. Открывает его мрачная и помпезная "Tom Sawyer", в создании текста которой группе помог старый друг Нила по имени Пай Дюбуа. Снова обращение к фантастике — "Red Barchetta", по рассказу Ричарда Фостера "Приятная утренняя прогулка", снова обращение к радио (но не радио-дружественному саунду!) — закрученнейшая "YYZ". Кстати, "YYZ" — это всего-навсего название радиостанции в Торонто.

Отличный концертник "Exit…Stage Left" еще раз подтвердил не нуждающийся в подтверждении сверхстатус группы и завершил самый плодотворный период в истории Rush. А вот последовавший за турне "Signals" получился довольно невразумительным. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохой диск, но то, что он был неудачен с точки зрения сегодняшнего дня, не вызывает сомнений. Музыка на "Signals" ближе всего к бледному подобию "Moving Pictures", многие до сих пор считают этот альбом худшим в дискографии группы, но мне кажется, что так далеко заходить не стоит. Интересно отметить электроскрипку Бена Минка из канадской арт-роковой группы FM в изумительной песне "Losing It". В целом же, сигналы явно были не слишком обнадеживающими.

ИЗЯЩЕСТВО ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Начиная с 1984 Rush вступили в свой самый непредсказуемый период, каждый новый альбом вызывал у одних почитателей их творчества зубовный скрежет, а у других — радостное восхищение. В самой же группе начали нарастать внутреннее давление — музыканты начали уставать друг от друга. Безусловно, до настоящих конфликтов было еще далеко, причем настолько, что они никогда и не произошли.

Так или иначе, каждый диск группы звучал по своему: "Grace Under Pressure" (1984) представил неожиданно продемонстрировал совершенно иной, нью-вэйвовый саунд группы. Холодное, отстраненное звучание и страстный голос Гедди, который, как раненый бэнши, стонет о грядущих катастрофах, погибших друзьях и концлагерях... На этом же диске завершается трилогия под названием "Fear" ("Страх"), начатая на "Moving Pictures" ("Witch Hunt") и продолженная на "Signals" ("Enemy Within"). Пожалуй, это последняя концепция группы. В клипе на песню "Distant Early Warning" снялся сын Ли, Джулиан — тот самый мальчик, летающий верхом на баллистической ракете.

На "Power Windows" Rush предстают перед нами как клавишно-ориентированная, крайне позитивная группа — Гедди использует огромное количество разнообразных аналоговых инструментов для создания яркой и насыщенной музыкальной палитры. Это единственный диск группы, где гитара на втором плане. Очень светлый, изящный и приятный альбом, на котором особенно хочется отметить задумчивую балладу "Mystic Rhythms".

Дальнейшая эволюция группы явила собой появление "Hold Your Fire", который по звуку представляет собой нечто среднее между двумя предыдущими альбомами. Впервые на диске появляется женский вокал. Слово Ли: "Самый интересный аспект для нашей группы — это композиция. Написание песен — процесс, приносящий наибольшее удовлетворение, все остальное лишь оболочка для этого. Все это было не так десять лет назад — мы больше были сосредоточены на исполнении. Но теперь я считаю себя музыкантом-композитором, а не музыкантом-исполнителем. Это моя позиция, и ради этого я в музыке." Тем не менее, в наши дни Лайфсон открыто выражает недовольство этим альбомом.

Прекрасный концертный диск "A Show Of Hands" и студийный "Presto" завершают восьмидесятые годы. Про первый можно отметить, что группа считает его своим наиболее успешным концертником. Rush собирали полные стадионы, выступая перед десятками тысяч слушателей. А вот второй, по мнению группы — их самый неудачный студийный диск. С обоими утверждениями я склонен согласиться. "Presto" подвел группу к черте, за которой мог бы состояться распад, к глубокому неудовлетворению своей работой. На диске была предпринята попытка вернуться к более раннему звучанию, и эта попытка не удалась.

ПОМНИ О СМЕРТИ

К середине девяностых Rush подошли, имея солиднейший багаж славы и жизненного опыта. Группа удостоилась восьми канадских премий Juno и двух номинаций Грэмми. Гедди Ли более чем пять раз получал звание лучшего басиста по опросам журнала Bass Player, в связи с этим его имя — в Зале Славы Музыкантов. У него двое детей — сын Джулиан и дочь Кайли. Гедди — большой любитель бейсбола…

Алекс Лайфсон в 83-м был назван лучшим рок-талантом среди гитаристов и тоже попал в Зал Славы Музыкантов. Пилот-любитель, владелец ресторана Orbit Room, он еще и изобретатель специальной стойки для гитары, которую сейчас выпускает его небольшая фирма Omega. У Алекса также двое детей — Джастин и Адриан.

Нил Пиерт за свою жизнь получил больше десятка премий как лучший в мире барабанщик, написал несколько книг поэзии, и, как вы уже догадываетесь, попал в Зал Славы Музыкантов. Он отец дочери, Селины.

Относительно недавно Rush получили Орден Канады. По своим масштабам это равно получению The Beatles ордена Почетного Члена Британской Империи. Rush — единственная в мире группа, получившая такую награду. Группа постоянно участвует в благотворительных концертах и во всем поддерживает бесприбыльную организацию "Музыканты Против Расизма". Но вернемся к хронологическому изложению событий…

В 1991 году вышел альбом "Roll The Bones". Не думаю, что и этот альбом можно назвать очень сильным, скорее наоборот. Тем не менее, на нем есть несколько поистине замечательных композиций. На обложке диска зашифровано предложение "Remember death…" Вряд ли кто из музыкантов подозревал, какие черные силы они разбудили этими словами всего через несколько лет.

А последовавший затем "Counterparts" (1994) в одно мгновение вернул группу в строй! Жесткий, ярчайший диск, мощный и лиричный одновременно. Прекрасная и удивительно современная и своевременная работа. Последовавший за ним "Test For Echo" (1996) в целом продолжил эту линую, хотя и оказался чуть слабее.

В промежутке между этими работами в 1995 году Лайфсон выпустил свой сольный диск "Victor", очень интересный и мрачный альбом, имеющий мало общего с музыкой Rush. Алекс получил еще одну премию Juno за эту работу. В примерно то же время Нил участвовал в трибьют-проекте джазовому барабанщику Бадди Ричу.

Помни о смерти… эти слова набатом прозвучали для Rush и, к сожалению, не единожды. Летом 1997 дочь Нила Пирта Селина была насмерть сбита автомобилем. Менее чем через год от рака скончалась его жена, Жаклин. За 11 месяцев Пиерт потерял всю свою семью. Он полностью удалился от общества и последний год провел в практически полном затворничестве, наедине со своим горем.

Существование группы, на данный момент, под вопросом. В последний раз Гедди и Алекс играли вместе на репетиции летом этого года. Нам остается только затаить дыхание и ждать.

А последнее, что издали Rush — это тройной (!) концертный диск Different Stages. Два альбома — концерты группы времен тура "Test For Echo". Третий же — целиком записанное выступление 1978 года. Подводя итог, остается лишь надеяться, что история этой легендарной группы окажется значительно дольше, чем описано в этом очерке!

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ



ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

Всё о мире тяжёлой музыки, металле, альтернативе и Ню-метале. Добро пожаловать на территорию для настоящих хардкорных мужчин, которые знают толк в железных рифах. Последние новости отечественной и зарубежной рок-сцены, обзоры новых музыкальных альбомов, дебюты и возрождения, распады и воссоединения самых заметных и талантливых групп этого и прошлого столетия! Металлика уже не торт? Дэйв Гролл – лучший барабанщик планеты? Что думает Оззи Осборн о Джастине Бибере? Это ТОТАЛМЕТАЛ! Это – мы! Добро пожаловать!

... A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-Я

Created by TMN Team, MCMXCXIX-MMVIII