TMN

Total Metal Net

Louder than before!
Rambler's Top100
Анонсы
Новости
Рецензии
Статьи
Группы
Викторина
Проект
TMN предлагает
К посетителям
ALIVE
Архив
Контакты

На правах рекламы:
Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Rick Wakeman: Wake up, man! Или клавишник при дворе короля Арт-рока.

ALIVE ARCHIVE

Impaler

WAKE UP, MAN! ИЛИ КЛАВИШНИК ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТ-РОКА.

Рикf Уэйкмана вряд ли надо представлять любителям арт-рока со стажем — он наверняка вам известен по работе на "классических" альбомах группы Yes, до этого была группа Strawbs, после — неисчислимые сольные творения… Кое-то даже окрестил Рика "графоманом от клавишных" за его необычайную плодовитость на сольном поприще. Но ехидство в сторону…

После триумфа с альбомами ‘Journey to the Centre of the Earth’ и особенно "эпического полотна" о Рыцарях Круглого Стола и Короле Артуре, Рик возвращался в Yes, потом уходил снова, потом снова возвращался, последний раз уже в 90-х, и если студийные трэки с альбомов с его участием ("Keys to Ascension", части 1 и 2) вызвали у фэнов классического симфо-арта надежду на то, что Yes снова обрели силу, то выпущенный после его ухода "Open Your Eyes" не оправдал ожиданий ни коммерческих, ни творческих. И это несмотря на участие талантливого экс-российского клавишника Игоря Хорошева, проживающего ныне в Бостоне. Но Yes уже вполне реабилитировали себя с выходом альбома "The Ladder" (см. рецензии в этом номере). Рик Уэйкман же успел "выстрелить" в этой заочной дуэли раньше — своим сверхамбициозным проектом ‘Return to the Centre of the Earth’. Стало ли "возвращение к центру земли" для Рика и возвращением к золотым дням арт-рока? Об этом — речь в интервью, которое маэстро дал британском журналу "Classic Rock".



В прошлом ходу Уэйкман чуть было не покинул этот бренный мир, оказавшись в критическом состоянии в больнице с пневмонией. К счастью, доктора спасли его для мира музыки…



"Со мной каждые десять лет что-нибудь происходит", говорит Рик, намекая на его хорошо известные проблемы с алкоголем, а также с сердцем. "Зато теперь я похудел, обрел хорошую физическую форму и надеюсь так держаться и дальше. То, что случилось, было абсолютным потрясением и мне пришлось полностью изменить свой стиль жизни."

Тем не менее он и думать не хотел об уходе из музыки, несмотря на стукнувшие ему недавно (18 мая) 50 лет. "Я не могу это сделать, я просто не в состоянии себе это позволить!"

Продолжения — всегда дело неблагодарное, и на каждый успех приходится десяток бледных подобий оригинала. К тому же всегда есть подозрение, что за сиквелами стоит главным образом коммерческий замысел, желание сыграть на знакомом названии… Уэйкман, впрочем, все это охотно признает: "Много из того, что я сделал раньше, было не потому, что я хотел сыграть именно это, а просто потому, что мне надо было платить по счетам. Я не думаю, что есть кто-то, кто бы не оказывался в похожей ситуации".

Но, будь это 25-я годовщина оригинального "Путешествия…" или нет, это вовсе не обычное желание заколотить бабок… "Это, наверно, за десять лет первый раз, когда я делаю то, что я хочу на 100%". Уэйкман рассказывает о творческих причинах возврата к своей старой работе… В частности, дело и в том, что тогда технология записи была гораздо ограниченнее, и потому оригинал был не только немногим длинней получаса, но и не удалось воплотить многие идеи из-за имеющих место музыкальных ограничений. Продолжение дольше оригинала более чем в два раза (ничего себе аргумент! — MW) и демонстрирует во всей красе навороты современной звукорежиссуры.



ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ…

Но в первую очередь Уэйкману нужно было озаботится поиском финансов, потому что замысел был поистине грандиозен. Ведь сперва он собирался сделать продолжение еще в 94-м, к двадцатилетию "Путешествия…", но необходимость нанять чтеца, оркестр и хор вылилась в ужасающие суммы, которых у него просто не было, и затея была отложена до лучших времен едва ли не в последнюю минуту.

"Я отменил тогда проект, потому что я чувствовал — такие вещи надо делать либо на отлично, либо вовсе не делать — в случае неудачи надо мной будут всю жизнь насмехаться, и вреда будет больше, чем пользы" — сожалеет Уэйкман.

Но сейчас его затею решилась поддержать гигантская музыкальная корпорация EMI, а если точно, то ее американское подразделение, которое специализируется на классической музыке (! — MW). Деньги были переданы их отделению в Европе, и контракт-таки заключен. Запись альбома при всем желании нельзя было назвать дешевой…

"Диск должен будет продасться в совершенно небывалом количестве, прежде чем я получу хоть пенни…" — нехотя признает Рик. Неудивительно, взгляните хотя бы на "звездный" набор участников: Английский Камерный Хор, Лондонский Симфонический Оркестр, Бонни Тайлер, Тревор Рэбин (ex-Yes) (да, он тоже умеет петь), Джастин Хэйуорд (Moody Blues), и, конечно, сам великий и могучий Оззик! И это еще не все — "нарратор" (чтец) Пэтрик Стюарт был замечен по известному в Штатах sci-fi сериалу "Star Wars: The Next Generation". (Что для тамошней публики чуть ли не важнее, чем Оззик! — MW)

"Участие Рэбина в проекте немного облегчило мою обиду после ухода из Yes" — комментирует Уэйкман. "Когда мы были в турне с программой "Union" в 91-м, мы с Тревором хорошо контактировали и нам нравилось играть вместе. Я всегда думал, что есть еще одна ненаписанная страница в истории Yes — это студийный альбом, где бы мы играли вместе".

Самый последний уход из группы тоже сопровождался разочарованиями. Главная причина случившегося облома — банальное несовпадение расписаний турне! Когда они записали 'Keys To Ascension 2', второй из двух полуконцертных двойников Yes, записанных с возвращением клавишника, произошла смена менеджмента, Уэйкман не имел к этому отношения и в результате турне Yes было спланировано без согласования с ним. В результате Рик не смог принять участие в туре… Таким образом прекратил существовать, наверно, уже навсегда, "классический" состав группы."Я очень люблю их всех, но эта эпопея с Yes превратилась просто в фарс" — заявляет Уэйкман. А последней "соломинкой" стал сам итоговый продукт — 'Keys... 2'. По прослушивании альбома обнаружилось, что большая часть записанных Риком клавишных партий куда-то исчезла! "Поначалу все это отрицали, но у меня был микс оригинального варианта диска!" — вспоминает он. Так что когда Уэйкмана попросили участвовать в английской части очередного Йесовского турне, он ответил вежливым отказом… "Я желаю им всяческой удачи, но в этот раз все было совсем не так, как надо". Так возможен ли его возврат в Yes еще раз? "Нет, я думаю, теперь моему сотрудничеству с группой положен конец, и шансы на то, что мы будем работать вместе, ничтожны".





"КАРУСЕЛЬ" ВРЕМЕНИ

И все равно Рик вспоминает свои годы в Yes с гордостью. В то время как критики всегда считали, что группа слишком серьезна и самоуверенна, Уэйкман был более "приземленным" человеком… Те, кто застали турне 'Tales From Topographic Oceans' в 74-м, до сих пор вспоминают, как он мог играть с пинтой эля, стоящей на клавишных… В этот период остальная группа увлеклась медитацией и вегетарианской пищей. "Все знают, что я не был в восторге от '...Topographic...'", смеется он. "Я тогда думал, что в нормальном, а не уквашенном состоянии, аудитории было очень трудно дождаться конца концерта!"

Как-то раз, вечером на концерте в Manchester's Free Trade Hall, Уэйкман стал планировать с ассистентом, что у него будет на ужин после концерта… "Это были старые добрые дни аналоговой техники, когда все всегда ломалось, а мой роади сидел под Хаммондом, там были огромные залежи алкоголя, и что-нибудь из них он мне время от времени протягивал… Я до сих пор помню в точности все то, что я тогда заказал на ужин — цыплята, полдюжины чечевичных чипсов, картофель по-бомбейски, рисовый плов и еще пяток разных экзотических блюд". (Настолько экзотических, что в словаре их не оказалось — VM). Через 20 минут знакомый запах острых приправ распространился по сцене, т.к. Уэйкман и его помощник принялись за пиршество прямо посреди концерта. Джон Андерсон подошел и угостился чипсом, а Стив Хоу был далеко не в восторге…"

Уэйкман вернулся в группу в последний (как он считает) раз в 96-м, для записи двух 'Keys...', и хотя особого восторга после ухода, понятно, он не испытывает, все равно за время, проведенное тогда в Калифорнии, есть что вспомнить.

"Мы не играли вместе целые годы… все должно было быть серьезно (на репетиции), но вышло, как обычно — я нарядился клоуном, Джон — фейри, Крис Сквайер напялил на себя все, что под руку попало и на него налезло, Стив одел те самые прикиды, что были на нем в 71-м, а Алан Уайт был в майке и с него пот тек ручьем. Я огляделся вокруг и увидел, как Крис судорожно пытается втиснуть свой живот в штаны… За исключением Стива, который всегда был тонким, как папиросная бумага, все мы порядком набрали вес. Когда начался концерт, задница Криса упиралась в стену, а когда нас вызывали на бис, его пузо уже болталось прямо над первым рядом!"

На сей раз творческая и прочая энергия Уэйкмана сконцентрировалась в сольном альбоме 'Return to the Centre of the Earth'. И тем не менее Рик понимает, что сейчас стал вновь "одним из…", а не суперзведой — ведь будет новая программа триумфальной или ее ждет провал, абсолютно неясно.

"Мне нужно платить по счетам, за банковские кредиты, к тому же я был женат трижды, так что жизнь — вещь дорогая… Недавно наконец я обрел стабильность и, может быть, исчезло то чувство постоянной спешки. Но вот если альбом окажется катастрофически провальным, тогда мне предстоят трудные времена… Мне такая ситуация чем-то даже нравится. Хотя это не идеальный вариант, когда вам скоро стукнет 50, и, наверно, так себя вести не очень честно по отношению к моей семье. Но они всегда меня поддерживают. Я могу в конце года, скажем, выступать с Токийским Симфоническим оркестром — жизнь становится очень интересной!"



EXTRAVAGANZA!

Несомненно, самыми известными широкой массе фэнов прог-рока стали такие работы Рика, как 'The Six Wives Of Henry VIII (1973), "оригинал" 'Journey To The Centre Of The Earth', (1974) и, конечно, 'Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table' (1975)… Рик Уэйкман вспоминает то, чего ему стоили тогда все эти амбициозные проекты…

"В день премьеры концерта 'Journey.. ' в 74-м я получил официальное извещение, иск от "Express Dairy", потому что к тому времени я уже два месяца не платил за молоко, что они мне доставляли. Денег, которые я получил на работу над альбомом от A&M, было совершенно недостаточно, их было даже меньше, чем стоило нанять оркестр! Так что я одолжил, заложил, выпросил, украл (в оригинале это вариация известной поговорки "beg, steal or borrow", и ничего криминального — MW) все, что мог, и в день концерта у меня не было денег даже на чашку чая. Кто-то подвез меня до Festival Hall, потому что в моей машине в баке не осталось бензина. На самом деле, A&M даже не хотела выпускать "Journey..." — в их Лондонском офисе мне заявили, что это просто смешно, и никто не станет покупать альбом с рок-группой и оркестром, играющими вместе. Мы пришли в американский офис с Джерри Моссом, чтобы напомнить о контракте и заставить их выпустить альбом. Они собирались продать 12 тысяч копий, чтобы получить вложенные ими деньги назад, а продалось 12 миллионов!

Уэйкман подсчитал, что три известные постановки шоу 'King Arthur On Ice', прошедшие в Empire Pool, Wembley в 75-м, принесли убытки где-то в 50,000 — 70,000 фунтов, что было тогда небывалой суммой. "Люди говорили, что это — маразм, и снова я заложил дом и занял у всех невероятные суммы. Но всем это запомнилось, и мы продали еще 6 миллионов альбомов. Постановка принесла нам огромное удовольствие и стала к тому же отличной рекламой".



КЛОУН В КОСТЮМЕ

ЧЕКИСТА

"Пытаться попасть на ТВ, когда вы — музыкант, тем более с моей историей — дело почти безнадежное… Моей первой попыткой были несколько ток-шоу, все они доблестно провалились." Когда затем Дэнн Бейкер, большой друг Уэйкмана, получил свое собственной шоу, он пригласил Рика в гсти. В последний момент Рик заменил цивильный костюм на форму офицера КГБ, которую он где-то раздобыл. Это был фурор, и со всех сторон посыпались предложения — вести викторины, конкурсы, диспуты… С той поры, кроме участия в передаче "This Is Your Life", он представляет программы для BBC Work Service и Radio 2 и ведет комедийную серию "Live A Jongleur". В списке его грядущих заслуг на ТВ — еще передач пять минимум, так что, пожалуй, Рик мог бы совсем забросить музыку и заняться исключительно работой в масс-медиа!

"В 95% всех шоу, что я участвовал, я не сыграл ни одной ноты…" Но с выходом "Return to the Centre of the Earth", похоже, маятник качнулся снова в сторону музыки? "Может быть, следующие несколько лет будут вновь посвящены больше музыке, чем комедии" — говорит Рик…

А может так случиться, что и тому, и другому.

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ






Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]
Powered by ALIVE

ALIVE ARCHIVE

Impaler

WAKE UP, MAN! ИЛИ КЛАВИШНИК ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТ-РОКА.

Рикf Уэйкмана вряд ли надо представлять любителям арт-рока со стажем — он наверняка вам известен по работе на "классических" альбомах группы Yes, до этого была группа Strawbs, после — неисчислимые сольные творения… Кое-то даже окрестил Рика "графоманом от клавишных" за его необычайную плодовитость на сольном поприще. Но ехидство в сторону…

После триумфа с альбомами ‘Journey to the Centre of the Earth’ и особенно "эпического полотна" о Рыцарях Круглого Стола и Короле Артуре, Рик возвращался в Yes, потом уходил снова, потом снова возвращался, последний раз уже в 90-х, и если студийные трэки с альбомов с его участием ("Keys to Ascension", части 1 и 2) вызвали у фэнов классического симфо-арта надежду на то, что Yes снова обрели силу, то выпущенный после его ухода "Open Your Eyes" не оправдал ожиданий ни коммерческих, ни творческих. И это несмотря на участие талантливого экс-российского клавишника Игоря Хорошева, проживающего ныне в Бостоне. Но Yes уже вполне реабилитировали себя с выходом альбома "The Ladder" (см. рецензии в этом номере). Рик Уэйкман же успел "выстрелить" в этой заочной дуэли раньше — своим сверхамбициозным проектом ‘Return to the Centre of the Earth’. Стало ли "возвращение к центру земли" для Рика и возвращением к золотым дням арт-рока? Об этом — речь в интервью, которое маэстро дал британском журналу "Classic Rock".



В прошлом ходу Уэйкман чуть было не покинул этот бренный мир, оказавшись в критическом состоянии в больнице с пневмонией. К счастью, доктора спасли его для мира музыки…



"Со мной каждые десять лет что-нибудь происходит", говорит Рик, намекая на его хорошо известные проблемы с алкоголем, а также с сердцем. "Зато теперь я похудел, обрел хорошую физическую форму и надеюсь так держаться и дальше. То, что случилось, было абсолютным потрясением и мне пришлось полностью изменить свой стиль жизни."

Тем не менее он и думать не хотел об уходе из музыки, несмотря на стукнувшие ему недавно (18 мая) 50 лет. "Я не могу это сделать, я просто не в состоянии себе это позволить!"

Продолжения — всегда дело неблагодарное, и на каждый успех приходится десяток бледных подобий оригинала. К тому же всегда есть подозрение, что за сиквелами стоит главным образом коммерческий замысел, желание сыграть на знакомом названии… Уэйкман, впрочем, все это охотно признает: "Много из того, что я сделал раньше, было не потому, что я хотел сыграть именно это, а просто потому, что мне надо было платить по счетам. Я не думаю, что есть кто-то, кто бы не оказывался в похожей ситуации".

Но, будь это 25-я годовщина оригинального "Путешествия…" или нет, это вовсе не обычное желание заколотить бабок… "Это, наверно, за десять лет первый раз, когда я делаю то, что я хочу на 100%". Уэйкман рассказывает о творческих причинах возврата к своей старой работе… В частности, дело и в том, что тогда технология записи была гораздо ограниченнее, и потому оригинал был не только немногим длинней получаса, но и не удалось воплотить многие идеи из-за имеющих место музыкальных ограничений. Продолжение дольше оригинала более чем в два раза (ничего себе аргумент! — MW) и демонстрирует во всей красе навороты современной звукорежиссуры.



ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ…

Но в первую очередь Уэйкману нужно было озаботится поиском финансов, потому что замысел был поистине грандиозен. Ведь сперва он собирался сделать продолжение еще в 94-м, к двадцатилетию "Путешествия…", но необходимость нанять чтеца, оркестр и хор вылилась в ужасающие суммы, которых у него просто не было, и затея была отложена до лучших времен едва ли не в последнюю минуту.

"Я отменил тогда проект, потому что я чувствовал — такие вещи надо делать либо на отлично, либо вовсе не делать — в случае неудачи надо мной будут всю жизнь насмехаться, и вреда будет больше, чем пользы" — сожалеет Уэйкман.

Но сейчас его затею решилась поддержать гигантская музыкальная корпорация EMI, а если точно, то ее американское подразделение, которое специализируется на классической музыке (! — MW). Деньги были переданы их отделению в Европе, и контракт-таки заключен. Запись альбома при всем желании нельзя было назвать дешевой…

"Диск должен будет продасться в совершенно небывалом количестве, прежде чем я получу хоть пенни…" — нехотя признает Рик. Неудивительно, взгляните хотя бы на "звездный" набор участников: Английский Камерный Хор, Лондонский Симфонический Оркестр, Бонни Тайлер, Тревор Рэбин (ex-Yes) (да, он тоже умеет петь), Джастин Хэйуорд (Moody Blues), и, конечно, сам великий и могучий Оззик! И это еще не все — "нарратор" (чтец) Пэтрик Стюарт был замечен по известному в Штатах sci-fi сериалу "Star Wars: The Next Generation". (Что для тамошней публики чуть ли не важнее, чем Оззик! — MW)

"Участие Рэбина в проекте немного облегчило мою обиду после ухода из Yes" — комментирует Уэйкман. "Когда мы были в турне с программой "Union" в 91-м, мы с Тревором хорошо контактировали и нам нравилось играть вместе. Я всегда думал, что есть еще одна ненаписанная страница в истории Yes — это студийный альбом, где бы мы играли вместе".

Самый последний уход из группы тоже сопровождался разочарованиями. Главная причина случившегося облома — банальное несовпадение расписаний турне! Когда они записали 'Keys To Ascension 2', второй из двух полуконцертных двойников Yes, записанных с возвращением клавишника, произошла смена менеджмента, Уэйкман не имел к этому отношения и в результате турне Yes было спланировано без согласования с ним. В результате Рик не смог принять участие в туре… Таким образом прекратил существовать, наверно, уже навсегда, "классический" состав группы."Я очень люблю их всех, но эта эпопея с Yes превратилась просто в фарс" — заявляет Уэйкман. А последней "соломинкой" стал сам итоговый продукт — 'Keys... 2'. По прослушивании альбома обнаружилось, что большая часть записанных Риком клавишных партий куда-то исчезла! "Поначалу все это отрицали, но у меня был микс оригинального варианта диска!" — вспоминает он. Так что когда Уэйкмана попросили участвовать в английской части очередного Йесовского турне, он ответил вежливым отказом… "Я желаю им всяческой удачи, но в этот раз все было совсем не так, как надо". Так возможен ли его возврат в Yes еще раз? "Нет, я думаю, теперь моему сотрудничеству с группой положен конец, и шансы на то, что мы будем работать вместе, ничтожны".





"КАРУСЕЛЬ" ВРЕМЕНИ

И все равно Рик вспоминает свои годы в Yes с гордостью. В то время как критики всегда считали, что группа слишком серьезна и самоуверенна, Уэйкман был более "приземленным" человеком… Те, кто застали турне 'Tales From Topographic Oceans' в 74-м, до сих пор вспоминают, как он мог играть с пинтой эля, стоящей на клавишных… В этот период остальная группа увлеклась медитацией и вегетарианской пищей. "Все знают, что я не был в восторге от '...Topographic...'", смеется он. "Я тогда думал, что в нормальном, а не уквашенном состоянии, аудитории было очень трудно дождаться конца концерта!"

Как-то раз, вечером на концерте в Manchester's Free Trade Hall, Уэйкман стал планировать с ассистентом, что у него будет на ужин после концерта… "Это были старые добрые дни аналоговой техники, когда все всегда ломалось, а мой роади сидел под Хаммондом, там были огромные залежи алкоголя, и что-нибудь из них он мне время от времени протягивал… Я до сих пор помню в точности все то, что я тогда заказал на ужин — цыплята, полдюжины чечевичных чипсов, картофель по-бомбейски, рисовый плов и еще пяток разных экзотических блюд". (Настолько экзотических, что в словаре их не оказалось — VM). Через 20 минут знакомый запах острых приправ распространился по сцене, т.к. Уэйкман и его помощник принялись за пиршество прямо посреди концерта. Джон Андерсон подошел и угостился чипсом, а Стив Хоу был далеко не в восторге…"

Уэйкман вернулся в группу в последний (как он считает) раз в 96-м, для записи двух 'Keys...', и хотя особого восторга после ухода, понятно, он не испытывает, все равно за время, проведенное тогда в Калифорнии, есть что вспомнить.

"Мы не играли вместе целые годы… все должно было быть серьезно (на репетиции), но вышло, как обычно — я нарядился клоуном, Джон — фейри, Крис Сквайер напялил на себя все, что под руку попало и на него налезло, Стив одел те самые прикиды, что были на нем в 71-м, а Алан Уайт был в майке и с него пот тек ручьем. Я огляделся вокруг и увидел, как Крис судорожно пытается втиснуть свой живот в штаны… За исключением Стива, который всегда был тонким, как папиросная бумага, все мы порядком набрали вес. Когда начался концерт, задница Криса упиралась в стену, а когда нас вызывали на бис, его пузо уже болталось прямо над первым рядом!"

На сей раз творческая и прочая энергия Уэйкмана сконцентрировалась в сольном альбоме 'Return to the Centre of the Earth'. И тем не менее Рик понимает, что сейчас стал вновь "одним из…", а не суперзведой — ведь будет новая программа триумфальной или ее ждет провал, абсолютно неясно.

"Мне нужно платить по счетам, за банковские кредиты, к тому же я был женат трижды, так что жизнь — вещь дорогая… Недавно наконец я обрел стабильность и, может быть, исчезло то чувство постоянной спешки. Но вот если альбом окажется катастрофически провальным, тогда мне предстоят трудные времена… Мне такая ситуация чем-то даже нравится. Хотя это не идеальный вариант, когда вам скоро стукнет 50, и, наверно, так себя вести не очень честно по отношению к моей семье. Но они всегда меня поддерживают. Я могу в конце года, скажем, выступать с Токийским Симфоническим оркестром — жизнь становится очень интересной!"



EXTRAVAGANZA!

Несомненно, самыми известными широкой массе фэнов прог-рока стали такие работы Рика, как 'The Six Wives Of Henry VIII (1973), "оригинал" 'Journey To The Centre Of The Earth', (1974) и, конечно, 'Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table' (1975)… Рик Уэйкман вспоминает то, чего ему стоили тогда все эти амбициозные проекты…

"В день премьеры концерта 'Journey.. ' в 74-м я получил официальное извещение, иск от "Express Dairy", потому что к тому времени я уже два месяца не платил за молоко, что они мне доставляли. Денег, которые я получил на работу над альбомом от A&M, было совершенно недостаточно, их было даже меньше, чем стоило нанять оркестр! Так что я одолжил, заложил, выпросил, украл (в оригинале это вариация известной поговорки "beg, steal or borrow", и ничего криминального — MW) все, что мог, и в день концерта у меня не было денег даже на чашку чая. Кто-то подвез меня до Festival Hall, потому что в моей машине в баке не осталось бензина. На самом деле, A&M даже не хотела выпускать "Journey..." — в их Лондонском офисе мне заявили, что это просто смешно, и никто не станет покупать альбом с рок-группой и оркестром, играющими вместе. Мы пришли в американский офис с Джерри Моссом, чтобы напомнить о контракте и заставить их выпустить альбом. Они собирались продать 12 тысяч копий, чтобы получить вложенные ими деньги назад, а продалось 12 миллионов!

Уэйкман подсчитал, что три известные постановки шоу 'King Arthur On Ice', прошедшие в Empire Pool, Wembley в 75-м, принесли убытки где-то в 50,000 — 70,000 фунтов, что было тогда небывалой суммой. "Люди говорили, что это — маразм, и снова я заложил дом и занял у всех невероятные суммы. Но всем это запомнилось, и мы продали еще 6 миллионов альбомов. Постановка принесла нам огромное удовольствие и стала к тому же отличной рекламой".



КЛОУН В КОСТЮМЕ

ЧЕКИСТА

"Пытаться попасть на ТВ, когда вы — музыкант, тем более с моей историей — дело почти безнадежное… Моей первой попыткой были несколько ток-шоу, все они доблестно провалились." Когда затем Дэнн Бейкер, большой друг Уэйкмана, получил свое собственной шоу, он пригласил Рика в гсти. В последний момент Рик заменил цивильный костюм на форму офицера КГБ, которую он где-то раздобыл. Это был фурор, и со всех сторон посыпались предложения — вести викторины, конкурсы, диспуты… С той поры, кроме участия в передаче "This Is Your Life", он представляет программы для BBC Work Service и Radio 2 и ведет комедийную серию "Live A Jongleur". В списке его грядущих заслуг на ТВ — еще передач пять минимум, так что, пожалуй, Рик мог бы совсем забросить музыку и заняться исключительно работой в масс-медиа!

"В 95% всех шоу, что я участвовал, я не сыграл ни одной ноты…" Но с выходом "Return to the Centre of the Earth", похоже, маятник качнулся снова в сторону музыки? "Может быть, следующие несколько лет будут вновь посвящены больше музыке, чем комедии" — говорит Рик…

А может так случиться, что и тому, и другому.

<<  >>


Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Rick Wakeman: Wake up, man! Или клавишник при дворе короля Арт-рока.

ALIVE ARCHIVE

Impaler

WAKE UP, MAN! ИЛИ КЛАВИШНИК ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТ-РОКА.

Рикf Уэйкмана вряд ли надо представлять любителям арт-рока со стажем — он наверняка вам известен по работе на "классических" альбомах группы Yes, до этого была группа Strawbs, после — неисчислимые сольные творения… Кое-то даже окрестил Рика "графоманом от клавишных" за его необычайную плодовитость на сольном поприще. Но ехидство в сторону…

После триумфа с альбомами ‘Journey to the Centre of the Earth’ и особенно "эпического полотна" о Рыцарях Круглого Стола и Короле Артуре, Рик возвращался в Yes, потом уходил снова, потом снова возвращался, последний раз уже в 90-х, и если студийные трэки с альбомов с его участием ("Keys to Ascension", части 1 и 2) вызвали у фэнов классического симфо-арта надежду на то, что Yes снова обрели силу, то выпущенный после его ухода "Open Your Eyes" не оправдал ожиданий ни коммерческих, ни творческих. И это несмотря на участие талантливого экс-российского клавишника Игоря Хорошева, проживающего ныне в Бостоне. Но Yes уже вполне реабилитировали себя с выходом альбома "The Ladder" (см. рецензии в этом номере). Рик Уэйкман же успел "выстрелить" в этой заочной дуэли раньше — своим сверхамбициозным проектом ‘Return to the Centre of the Earth’. Стало ли "возвращение к центру земли" для Рика и возвращением к золотым дням арт-рока? Об этом — речь в интервью, которое маэстро дал британском журналу "Classic Rock".



В прошлом ходу Уэйкман чуть было не покинул этот бренный мир, оказавшись в критическом состоянии в больнице с пневмонией. К счастью, доктора спасли его для мира музыки…



"Со мной каждые десять лет что-нибудь происходит", говорит Рик, намекая на его хорошо известные проблемы с алкоголем, а также с сердцем. "Зато теперь я похудел, обрел хорошую физическую форму и надеюсь так держаться и дальше. То, что случилось, было абсолютным потрясением и мне пришлось полностью изменить свой стиль жизни."

Тем не менее он и думать не хотел об уходе из музыки, несмотря на стукнувшие ему недавно (18 мая) 50 лет. "Я не могу это сделать, я просто не в состоянии себе это позволить!"

Продолжения — всегда дело неблагодарное, и на каждый успех приходится десяток бледных подобий оригинала. К тому же всегда есть подозрение, что за сиквелами стоит главным образом коммерческий замысел, желание сыграть на знакомом названии… Уэйкман, впрочем, все это охотно признает: "Много из того, что я сделал раньше, было не потому, что я хотел сыграть именно это, а просто потому, что мне надо было платить по счетам. Я не думаю, что есть кто-то, кто бы не оказывался в похожей ситуации".

Но, будь это 25-я годовщина оригинального "Путешествия…" или нет, это вовсе не обычное желание заколотить бабок… "Это, наверно, за десять лет первый раз, когда я делаю то, что я хочу на 100%". Уэйкман рассказывает о творческих причинах возврата к своей старой работе… В частности, дело и в том, что тогда технология записи была гораздо ограниченнее, и потому оригинал был не только немногим длинней получаса, но и не удалось воплотить многие идеи из-за имеющих место музыкальных ограничений. Продолжение дольше оригинала более чем в два раза (ничего себе аргумент! — MW) и демонстрирует во всей красе навороты современной звукорежиссуры.



ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ…

Но в первую очередь Уэйкману нужно было озаботится поиском финансов, потому что замысел был поистине грандиозен. Ведь сперва он собирался сделать продолжение еще в 94-м, к двадцатилетию "Путешествия…", но необходимость нанять чтеца, оркестр и хор вылилась в ужасающие суммы, которых у него просто не было, и затея была отложена до лучших времен едва ли не в последнюю минуту.

"Я отменил тогда проект, потому что я чувствовал — такие вещи надо делать либо на отлично, либо вовсе не делать — в случае неудачи надо мной будут всю жизнь насмехаться, и вреда будет больше, чем пользы" — сожалеет Уэйкман.

Но сейчас его затею решилась поддержать гигантская музыкальная корпорация EMI, а если точно, то ее американское подразделение, которое специализируется на классической музыке (! — MW). Деньги были переданы их отделению в Европе, и контракт-таки заключен. Запись альбома при всем желании нельзя было назвать дешевой…

"Диск должен будет продасться в совершенно небывалом количестве, прежде чем я получу хоть пенни…" — нехотя признает Рик. Неудивительно, взгляните хотя бы на "звездный" набор участников: Английский Камерный Хор, Лондонский Симфонический Оркестр, Бонни Тайлер, Тревор Рэбин (ex-Yes) (да, он тоже умеет петь), Джастин Хэйуорд (Moody Blues), и, конечно, сам великий и могучий Оззик! И это еще не все — "нарратор" (чтец) Пэтрик Стюарт был замечен по известному в Штатах sci-fi сериалу "Star Wars: The Next Generation". (Что для тамошней публики чуть ли не важнее, чем Оззик! — MW)

"Участие Рэбина в проекте немного облегчило мою обиду после ухода из Yes" — комментирует Уэйкман. "Когда мы были в турне с программой "Union" в 91-м, мы с Тревором хорошо контактировали и нам нравилось играть вместе. Я всегда думал, что есть еще одна ненаписанная страница в истории Yes — это студийный альбом, где бы мы играли вместе".

Самый последний уход из группы тоже сопровождался разочарованиями. Главная причина случившегося облома — банальное несовпадение расписаний турне! Когда они записали 'Keys To Ascension 2', второй из двух полуконцертных двойников Yes, записанных с возвращением клавишника, произошла смена менеджмента, Уэйкман не имел к этому отношения и в результате турне Yes было спланировано без согласования с ним. В результате Рик не смог принять участие в туре… Таким образом прекратил существовать, наверно, уже навсегда, "классический" состав группы."Я очень люблю их всех, но эта эпопея с Yes превратилась просто в фарс" — заявляет Уэйкман. А последней "соломинкой" стал сам итоговый продукт — 'Keys... 2'. По прослушивании альбома обнаружилось, что большая часть записанных Риком клавишных партий куда-то исчезла! "Поначалу все это отрицали, но у меня был микс оригинального варианта диска!" — вспоминает он. Так что когда Уэйкмана попросили участвовать в английской части очередного Йесовского турне, он ответил вежливым отказом… "Я желаю им всяческой удачи, но в этот раз все было совсем не так, как надо". Так возможен ли его возврат в Yes еще раз? "Нет, я думаю, теперь моему сотрудничеству с группой положен конец, и шансы на то, что мы будем работать вместе, ничтожны".





"КАРУСЕЛЬ" ВРЕМЕНИ

И все равно Рик вспоминает свои годы в Yes с гордостью. В то время как критики всегда считали, что группа слишком серьезна и самоуверенна, Уэйкман был более "приземленным" человеком… Те, кто застали турне 'Tales From Topographic Oceans' в 74-м, до сих пор вспоминают, как он мог играть с пинтой эля, стоящей на клавишных… В этот период остальная группа увлеклась медитацией и вегетарианской пищей. "Все знают, что я не был в восторге от '...Topographic...'", смеется он. "Я тогда думал, что в нормальном, а не уквашенном состоянии, аудитории было очень трудно дождаться конца концерта!"

Как-то раз, вечером на концерте в Manchester's Free Trade Hall, Уэйкман стал планировать с ассистентом, что у него будет на ужин после концерта… "Это были старые добрые дни аналоговой техники, когда все всегда ломалось, а мой роади сидел под Хаммондом, там были огромные залежи алкоголя, и что-нибудь из них он мне время от времени протягивал… Я до сих пор помню в точности все то, что я тогда заказал на ужин — цыплята, полдюжины чечевичных чипсов, картофель по-бомбейски, рисовый плов и еще пяток разных экзотических блюд". (Настолько экзотических, что в словаре их не оказалось — VM). Через 20 минут знакомый запах острых приправ распространился по сцене, т.к. Уэйкман и его помощник принялись за пиршество прямо посреди концерта. Джон Андерсон подошел и угостился чипсом, а Стив Хоу был далеко не в восторге…"

Уэйкман вернулся в группу в последний (как он считает) раз в 96-м, для записи двух 'Keys...', и хотя особого восторга после ухода, понятно, он не испытывает, все равно за время, проведенное тогда в Калифорнии, есть что вспомнить.

"Мы не играли вместе целые годы… все должно было быть серьезно (на репетиции), но вышло, как обычно — я нарядился клоуном, Джон — фейри, Крис Сквайер напялил на себя все, что под руку попало и на него налезло, Стив одел те самые прикиды, что были на нем в 71-м, а Алан Уайт был в майке и с него пот тек ручьем. Я огляделся вокруг и увидел, как Крис судорожно пытается втиснуть свой живот в штаны… За исключением Стива, который всегда был тонким, как папиросная бумага, все мы порядком набрали вес. Когда начался концерт, задница Криса упиралась в стену, а когда нас вызывали на бис, его пузо уже болталось прямо над первым рядом!"

На сей раз творческая и прочая энергия Уэйкмана сконцентрировалась в сольном альбоме 'Return to the Centre of the Earth'. И тем не менее Рик понимает, что сейчас стал вновь "одним из…", а не суперзведой — ведь будет новая программа триумфальной или ее ждет провал, абсолютно неясно.

"Мне нужно платить по счетам, за банковские кредиты, к тому же я был женат трижды, так что жизнь — вещь дорогая… Недавно наконец я обрел стабильность и, может быть, исчезло то чувство постоянной спешки. Но вот если альбом окажется катастрофически провальным, тогда мне предстоят трудные времена… Мне такая ситуация чем-то даже нравится. Хотя это не идеальный вариант, когда вам скоро стукнет 50, и, наверно, так себя вести не очень честно по отношению к моей семье. Но они всегда меня поддерживают. Я могу в конце года, скажем, выступать с Токийским Симфоническим оркестром — жизнь становится очень интересной!"



EXTRAVAGANZA!

Несомненно, самыми известными широкой массе фэнов прог-рока стали такие работы Рика, как 'The Six Wives Of Henry VIII (1973), "оригинал" 'Journey To The Centre Of The Earth', (1974) и, конечно, 'Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table' (1975)… Рик Уэйкман вспоминает то, чего ему стоили тогда все эти амбициозные проекты…

"В день премьеры концерта 'Journey.. ' в 74-м я получил официальное извещение, иск от "Express Dairy", потому что к тому времени я уже два месяца не платил за молоко, что они мне доставляли. Денег, которые я получил на работу над альбомом от A&M, было совершенно недостаточно, их было даже меньше, чем стоило нанять оркестр! Так что я одолжил, заложил, выпросил, украл (в оригинале это вариация известной поговорки "beg, steal or borrow", и ничего криминального — MW) все, что мог, и в день концерта у меня не было денег даже на чашку чая. Кто-то подвез меня до Festival Hall, потому что в моей машине в баке не осталось бензина. На самом деле, A&M даже не хотела выпускать "Journey..." — в их Лондонском офисе мне заявили, что это просто смешно, и никто не станет покупать альбом с рок-группой и оркестром, играющими вместе. Мы пришли в американский офис с Джерри Моссом, чтобы напомнить о контракте и заставить их выпустить альбом. Они собирались продать 12 тысяч копий, чтобы получить вложенные ими деньги назад, а продалось 12 миллионов!

Уэйкман подсчитал, что три известные постановки шоу 'King Arthur On Ice', прошедшие в Empire Pool, Wembley в 75-м, принесли убытки где-то в 50,000 — 70,000 фунтов, что было тогда небывалой суммой. "Люди говорили, что это — маразм, и снова я заложил дом и занял у всех невероятные суммы. Но всем это запомнилось, и мы продали еще 6 миллионов альбомов. Постановка принесла нам огромное удовольствие и стала к тому же отличной рекламой".



КЛОУН В КОСТЮМЕ

ЧЕКИСТА

"Пытаться попасть на ТВ, когда вы — музыкант, тем более с моей историей — дело почти безнадежное… Моей первой попыткой были несколько ток-шоу, все они доблестно провалились." Когда затем Дэнн Бейкер, большой друг Уэйкмана, получил свое собственной шоу, он пригласил Рика в гсти. В последний момент Рик заменил цивильный костюм на форму офицера КГБ, которую он где-то раздобыл. Это был фурор, и со всех сторон посыпались предложения — вести викторины, конкурсы, диспуты… С той поры, кроме участия в передаче "This Is Your Life", он представляет программы для BBC Work Service и Radio 2 и ведет комедийную серию "Live A Jongleur". В списке его грядущих заслуг на ТВ — еще передач пять минимум, так что, пожалуй, Рик мог бы совсем забросить музыку и заняться исключительно работой в масс-медиа!

"В 95% всех шоу, что я участвовал, я не сыграл ни одной ноты…" Но с выходом "Return to the Centre of the Earth", похоже, маятник качнулся снова в сторону музыки? "Может быть, следующие несколько лет будут вновь посвящены больше музыке, чем комедии" — говорит Рик…

А может так случиться, что и тому, и другому.

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ



ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

Всё о мире тяжёлой музыки, металле, альтернативе и Ню-метале. Добро пожаловать на территорию для настоящих хардкорных мужчин, которые знают толк в железных рифах. Последние новости отечественной и зарубежной рок-сцены, обзоры новых музыкальных альбомов, дебюты и возрождения, распады и воссоединения самых заметных и талантливых групп этого и прошлого столетия! Металлика уже не торт? Дэйв Гролл – лучший барабанщик планеты? Что думает Оззи Осборн о Джастине Бибере? Это ТОТАЛМЕТАЛ! Это – мы! Добро пожаловать!

... A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-Я

Created by TMN Team, MCMXCXIX-MMVIII