TMN

Total Metal Net

Louder than before!
Rambler's Top100
Анонсы
Новости
Рецензии
Статьи
Группы
Викторина
Проект
TMN предлагает
К посетителям
ALIVE
Архив
Контакты

На правах рекламы:
Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Camel: Группа, чья музыка граничит с волшебством

ALIVE ARCHIVE

Сергей Дементьев

ГРУППА, ЧЬЯ МУЗЫКА ГРАНИЧИТ С ВОЛШЕБСТВОМ

Десятилетие 70-х дало жизнь многим гениальным группам и вывело к интеллектуальному слушателю десятки людей, ставших позже легендарными. Больше всех в этом благородном деле преуспел туманный Альбион. Позже, в 90-е, его, казалось бы, бесконечную шкатулку талантов похитят Шведы, но 70-е были временем расцвета и триумфа британского арт-рока.

Да, нелегко было в те времена пробиться к слушателю, ведь его уже покорили интеллектуальные и печально-красивые Genesis, авангардные и жесткие King Crimson, темные стороны души и человеческих отношений раскрывал, пожалуй, лучший поэт рок-музыки, Питер Хэммилл со своим Van Der Graaf Generator. К пику популярности подступали Yes, Ян Андерсон в Jethro Tull воплотил в себе облик настоящего менестреля рок-музыки, Gentle Giant создали собственный стиль сложнейшего прогрессива, а Renaissance продемонстрировали, что и в арт-роке женщина-вокалистка (Энни Хаслам) может быть очень даже к месту. И вот в 1973-м ценителям хорошей музыки был представлен LP группы, скоро ставшей фактически не менее значимой, чем стартовавшие до них именитые гиганты. (Хотя тут все относительно и упирается в дату стартового релиза, ведь свой первый концерт Camel дали еще 4 декабря 1971, разогревая публику перед Wishbone Ash.) Альбом так и назывался — "Camel".

Как и многие первенцы, пластинка, возможно, была не столь сильно и завершенно сыграна, как последующие "Mirage" (74) и целиком инструментальный "Снежный Гусь" ("The Snow Goose", 75), но вдохновения музыкантам было не занимать. Тем более, что группа сразу нашла свой оригинальный почерк — это относительно мягкий, удивительно красивый, душевный, с примечательной игрой на гитаре Эндрю Латимера арт-рок. Кроме того, ребята уже на дебютнике использовали и орган с меллотроном, так что музыкальная полифония в лучшем духе тех лет была обеспечена. Как я уже писал выше, год для старта у музыкантов выдался очень насыщенный музыкальными шедеврами, постарались и культовые King Crimson ("Starless and…" и "Red"), и более классически ориентированные, мелодичные Genesis ("Selling England…"). Тем более нельзя не отметить оригинальность и смелость первой работы Кэмела. Она содержит как игровые, достаточно драйвовые номера, так и мягкие, красивые песни, показавшие, к какому стилю придет Верблюд в дальнейшем. Завершает его прекрасная, можно сказать, эпическая инструменталка "Arabaluba". Что же, начало хорошее! А продолжение и того лучше, в 74-м выходит "Mirage". На мой взгляд, это самый удачный из ранних альбомов Camel. Музыканты избавились от некоторой сыроватости первого диска и выложились на 100%. Несколько выбивается из общей концепции альбома первая песня "Freefall", быстрая, не по-кэмеловски жесткая. Она гораздо ближе по структуре к дебюту группы, чем к более позднему мягкому творчеству. Зато после нее на слушателя накатывает могучая волна настоящего эльфийского (иначе и не скажешь!) арт-рока! Мягкий, печальный, проникновенный, он целиком погружает вас в сказочный, светлый, но грустный мир. Что ж еще, как не волшебства, требовать от песен с названиями "Nimrodel" и "White Rider"? Музыканты целиком оправдывают надежды, тут и флейта, и гитара Латимера, и проникновенное пение его же и Пита Барденса (в Camel того периода было фактически 2 вокалиста), и прекрасные ударные Энди Уорда. И, конечно, нельзя не отметить присутствие минимуга и меллотрона, уже ставших к тому времени классическими в арт-роке инструментов. Закрывает альбом длинная (почти 13 минут) и ставшая, пожалуй, наиболее известной песня Camel — "Lady Fantasy". Несмотря на совершенно некоммерческую направленность, он достиг 149-го места в штатовских чартах журнала Billboard. Диск из категории "must have" для коллекции любого настоящего меломана, не пропустите его! Именно с лицевой картинкой "Миража" возникают ассоциации у любого, кто хоть раз видел упаковки сигарет Camel, столь похожи логотип сигаретчиков и верблюд наших героев. Но никакого отношения к сигаретной индустрии музыканты не имеют, и противники курения могут слушать Мираж без угрызений совести. :-)

Действительно уникальным в своем роде вышел альбом 1975-г — "The Snow Goose". Хотя, как мне кажется, эта пластинка несколько уступает предыдущему откровению. На этот раз музыканты представили концептуальную, но чисто инструментальную работу, в целом выдержанную в рамках прошлого диска. И хотя альбом стал "золотым", некое "эльфийское" волшебство, достигнув своего апогея на "Мираже", увы, здесь чуть-чуть отступило от талантливейших музыкантов... Ну ничего, ведь осталось человеческое волшебство. Так что диск вышел очень сильным, без самопародии, и звучит он свежо и привлекательно. Трудно выделить из 16 трэков альбома какой-то особенный, все вещи очень взаимосвязаны и все по-своему хороши. На альбоме есть и флейта, и слайд-гитара Эндрю, и орган, и минимуг (Питер Барденс). Продюсировал альбом небезызвестный Дэвид Хитчхок (Genesis, позже Marillion). "Гусь" достиг 22-го места в Английских музыкальных чартах. Несомненно, это одна из заметнейших артовых работ того года, да, пожалуй, и всех 70-х. После успеха "Снежного Гуся" музыканты постарались вернуться к временам "Миража", воплотив попытку в виде диска "Moonmadness" (76). Альбом снова получился достаточно удачным, а затем наступил 77-й, год последнего "настоящего" Camel'овского релиза — "Rain Dances". Из всех работ англичан он в наибольшей степени подвержен джазовому влиянию. Диск получился очень спокойный и достаточно фоновый, уже не обладавший волшебной притягательностью первых пластинок. Кстати, именно в этом году вместо ушедшего басиста Фергюсона пришел известнейший Ричард Синклер из Caravan. (Впоследствии ушедшего Пита Барденса так же заменят на Яна Шельхааса из Caravan). А ушел Дуг Фергюсон из Camel в 76-м, как раз из-за этого сознательно намеченного джазового крена. Так распался "золотой" состав, музыканты которого впервые встретились 20 сентября 1971 г. в Лондоне. Впрочем, отношения Латимера и Фергюсона явно не были столь напряженными, как впоследствии у первого с Энди Уордом. Эндрю играл на сольнике Фергюсона ("Headwаiter") и даже ездил с ним в маленькое турне 1978 г. по Голландии. К слову, Camel являются, пожалуй, одной из самых ярких и известных групп, очень близкой целому направлению (английского!) арт-рока, носившего название "Canterbury". А уж "Rain Dances" — не что иное, как "Canterbury" и есть. (Сыграло присутствие басиста Caravan). Кроме выше упомянутых Caravan, наиболее маститыми представителями стиля можно назвать Hatfield & The North, National Health, Soft Machine. Для этих групп характерен мягкий звук, зачастую приджазованность, и, в целом, грустное настроение музыки. Подробнее о Canterbury вы прочтете в нашей "Энциклопедии" (стр. 48).

После "Rain Dances" вышли альбомы "Breathless" (на нем появился саксофонист Мел Коллинз, до этого игравший в King Crimson, да и просто известнейший сессионщик, сыгравший как минимум с половиной групп 70-х) и "I can see your house from here", содержащие по несколько отличных трэков, а в целом это ненавязчивая артовая попса, говоря честно. Но, как мы все (надеюсь) знаем, поп-музыка (ах, как испорчено это слово т.н. эстрадой!), подобная этой, заслуживает большего уважения, чем вторичные потуги многих современных групп, откровенно и бездушно передирающих у "ветеранов". Впрочем, это лирика, а 80-е, как и у большинства групп, были кризисным периодом. Менялся состав, пластинки выходили одна слабее другой. Еще в 78-м Camel покинул Барденс, а четырьмя годами позже это сделал и Энди Уорд. У последнего в то время были проблемы с алкоголем, что по ряду причин не было известно общественности вплоть до интервью, данного им в 1991 г. И если с Питером Барденсом Латимер даже имел общие творческие проекты, как, например, на сольнике оного "Big sky" (95, бэк вокал), то с Уордом это, увы, вряд ли возможно. И так бы и осталась группа легендой первой половины 70-х, если бы не чудесные альбомы, выпущенные после долгого перерыва в 90-е. Первый из них, "Dust & Dreams" (91), вышел уже на вышеупомянутой Camel Productions. Грустный и вдумчивый, он снова напомнил о Camel как об отличной проговой группе. Единственное, что несколько портит диск, так это налет некого "флойдизма" в музыке и кажущийся поначалу несколько "застоявшимся" вокал Латимера. Более того, и манера пения сначала напоминает оную у Д. Гилмора. Но вторая часть D&D вызывает только положительные чувства и мысли о том, что у Энди еще огромный творческий и духовный потенциал.. В 1992 Camel совершили мировое турне, посвященное 20-летию группы, кстати, одно из самых успешных за всю историю, чтобы потом снова замолчать на несколько лет. И, наконец, работа, ни в чем не уступающая первым замечательным пластинкам — "Harbour of Tears" ("Гавань Слез"), а на дворе 1996 г. С яркими налетами родного фолка, душевный и красивый, альбом, посвященный ирландским корням Эндрю, полный грустных историй, к сожалению, был выпущен просто непозволительно мизерным тиражом, из-за чего у нас его фактически невозможно купить, хотя и были его последующие переиздания. В принципе, это и не удивительно, ведь ценителей настоящей музыки очень мало, как это не прискорбно сознавать. На альбоме числятся клавишник Мики Симмондз (ex-Fish) и певица Мэй МакКенна. Основные достоинства альбомов Camel — их искренность, доброта и настоящая, щемящая грусть (ко и по всему миру, а возможно, и по Эльфам, уплывшим в Море, к своей Гавани Слез), удачно выраженные, без липкой навязчивости и с неподдельной теплотой. Не ждите от них закрученной техники и безумно завернутых композиций, их сила не в этом… Не ждите с каждым новым альбомом сногсшибательных проговых находок и блестящих нововведений (это не прогметалл, которому не выжить без этого), есть такие музыканты и группы, от которых ждешь, что бы они оставались просто собой, и просто творили, ибо их музыка сама по себе — находка, и не для некой стилевой отвлеченности, а для души человека. Огромное удовольствие от творчества Camel получат те, кто не ищет в музыке рационального, тот, кому нужны истинная красота, эмоции и, возможно, немного настоящего волшебства…

И вот в конце октября на прилавках появился новый альбом 99 года "Rajaz". В группе: Эндрю Латимер (само собой), Колин Басс (бас, регулярно "светится" в составе Camel с 1979 г., но на альбоме "Stationary Traveler" (84) он был заменен на Дэвида Патона (ex-The Alan Parsons Project, позднее Fish)), Дэйв Стюарт (ударные), Тон Шерпенцель (клавишные). Что можно сказать о релизе? Замечательный, грустный "фирменный" Camel, еще ярче стали красивые соло Латимера, еще взрослее и вдумчивее музыка, в нескольких вещах заметно легкое прикосновение к восточной мелодике. Общая продолжительность "Rajaz" — около 60 минут. На обложку вернулись верблюды, целый караван, идущий по пустыне. И хотя "Гавань Слез" — все же более яркий по эмоциональности диск, но и "Rajaz" без сомнений получает высший балл! Не теряйте время, скорее приобретайте и наслаждайтесь им, а помимо чудесной новинки в нашем распоряжении множество дисков прошлых лет, не устаревающих и не становящихся ветхими и неактуальными с годами, как бывает только с настоящим искусством.



Дискография (CD)

(73) Camel (Camel Productions,

далее везде CP)

(74) Mirage

(75) The Snow Goose

(76) Moonmadness

(77) Raindances

(78) A Live record

(78) Breathless

(79) I can see Your House from Here

(81) Nude

(82) The Single Factor

(84) Stationary Traveller

(85) Pressure Points (live)

(92) Dust and Dreams CP

(93) Live On the Road '72 CP

(93) Never Let Go (live) CP

Camel on the road 1981 (live) CP

(94) Camel On The Road 1982 (live) CP

(96) Harbour of tears CP

(97) Coming of Age (live) CP

(99) Rajaz CP



Videos

1) Pressure Points

2) Total Pressure

(1-й Видео-бутлег Camel)

3) Coming of Age

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ






Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]
Powered by ALIVE

ALIVE ARCHIVE

Сергей Дементьев

ГРУППА, ЧЬЯ МУЗЫКА ГРАНИЧИТ С ВОЛШЕБСТВОМ

Десятилетие 70-х дало жизнь многим гениальным группам и вывело к интеллектуальному слушателю десятки людей, ставших позже легендарными. Больше всех в этом благородном деле преуспел туманный Альбион. Позже, в 90-е, его, казалось бы, бесконечную шкатулку талантов похитят Шведы, но 70-е были временем расцвета и триумфа британского арт-рока.

Да, нелегко было в те времена пробиться к слушателю, ведь его уже покорили интеллектуальные и печально-красивые Genesis, авангардные и жесткие King Crimson, темные стороны души и человеческих отношений раскрывал, пожалуй, лучший поэт рок-музыки, Питер Хэммилл со своим Van Der Graaf Generator. К пику популярности подступали Yes, Ян Андерсон в Jethro Tull воплотил в себе облик настоящего менестреля рок-музыки, Gentle Giant создали собственный стиль сложнейшего прогрессива, а Renaissance продемонстрировали, что и в арт-роке женщина-вокалистка (Энни Хаслам) может быть очень даже к месту. И вот в 1973-м ценителям хорошей музыки был представлен LP группы, скоро ставшей фактически не менее значимой, чем стартовавшие до них именитые гиганты. (Хотя тут все относительно и упирается в дату стартового релиза, ведь свой первый концерт Camel дали еще 4 декабря 1971, разогревая публику перед Wishbone Ash.) Альбом так и назывался — "Camel".

Как и многие первенцы, пластинка, возможно, была не столь сильно и завершенно сыграна, как последующие "Mirage" (74) и целиком инструментальный "Снежный Гусь" ("The Snow Goose", 75), но вдохновения музыкантам было не занимать. Тем более, что группа сразу нашла свой оригинальный почерк — это относительно мягкий, удивительно красивый, душевный, с примечательной игрой на гитаре Эндрю Латимера арт-рок. Кроме того, ребята уже на дебютнике использовали и орган с меллотроном, так что музыкальная полифония в лучшем духе тех лет была обеспечена. Как я уже писал выше, год для старта у музыкантов выдался очень насыщенный музыкальными шедеврами, постарались и культовые King Crimson ("Starless and…" и "Red"), и более классически ориентированные, мелодичные Genesis ("Selling England…"). Тем более нельзя не отметить оригинальность и смелость первой работы Кэмела. Она содержит как игровые, достаточно драйвовые номера, так и мягкие, красивые песни, показавшие, к какому стилю придет Верблюд в дальнейшем. Завершает его прекрасная, можно сказать, эпическая инструменталка "Arabaluba". Что же, начало хорошее! А продолжение и того лучше, в 74-м выходит "Mirage". На мой взгляд, это самый удачный из ранних альбомов Camel. Музыканты избавились от некоторой сыроватости первого диска и выложились на 100%. Несколько выбивается из общей концепции альбома первая песня "Freefall", быстрая, не по-кэмеловски жесткая. Она гораздо ближе по структуре к дебюту группы, чем к более позднему мягкому творчеству. Зато после нее на слушателя накатывает могучая волна настоящего эльфийского (иначе и не скажешь!) арт-рока! Мягкий, печальный, проникновенный, он целиком погружает вас в сказочный, светлый, но грустный мир. Что ж еще, как не волшебства, требовать от песен с названиями "Nimrodel" и "White Rider"? Музыканты целиком оправдывают надежды, тут и флейта, и гитара Латимера, и проникновенное пение его же и Пита Барденса (в Camel того периода было фактически 2 вокалиста), и прекрасные ударные Энди Уорда. И, конечно, нельзя не отметить присутствие минимуга и меллотрона, уже ставших к тому времени классическими в арт-роке инструментов. Закрывает альбом длинная (почти 13 минут) и ставшая, пожалуй, наиболее известной песня Camel — "Lady Fantasy". Несмотря на совершенно некоммерческую направленность, он достиг 149-го места в штатовских чартах журнала Billboard. Диск из категории "must have" для коллекции любого настоящего меломана, не пропустите его! Именно с лицевой картинкой "Миража" возникают ассоциации у любого, кто хоть раз видел упаковки сигарет Camel, столь похожи логотип сигаретчиков и верблюд наших героев. Но никакого отношения к сигаретной индустрии музыканты не имеют, и противники курения могут слушать Мираж без угрызений совести. :-)

Действительно уникальным в своем роде вышел альбом 1975-г — "The Snow Goose". Хотя, как мне кажется, эта пластинка несколько уступает предыдущему откровению. На этот раз музыканты представили концептуальную, но чисто инструментальную работу, в целом выдержанную в рамках прошлого диска. И хотя альбом стал "золотым", некое "эльфийское" волшебство, достигнув своего апогея на "Мираже", увы, здесь чуть-чуть отступило от талантливейших музыкантов... Ну ничего, ведь осталось человеческое волшебство. Так что диск вышел очень сильным, без самопародии, и звучит он свежо и привлекательно. Трудно выделить из 16 трэков альбома какой-то особенный, все вещи очень взаимосвязаны и все по-своему хороши. На альбоме есть и флейта, и слайд-гитара Эндрю, и орган, и минимуг (Питер Барденс). Продюсировал альбом небезызвестный Дэвид Хитчхок (Genesis, позже Marillion). "Гусь" достиг 22-го места в Английских музыкальных чартах. Несомненно, это одна из заметнейших артовых работ того года, да, пожалуй, и всех 70-х. После успеха "Снежного Гуся" музыканты постарались вернуться к временам "Миража", воплотив попытку в виде диска "Moonmadness" (76). Альбом снова получился достаточно удачным, а затем наступил 77-й, год последнего "настоящего" Camel'овского релиза — "Rain Dances". Из всех работ англичан он в наибольшей степени подвержен джазовому влиянию. Диск получился очень спокойный и достаточно фоновый, уже не обладавший волшебной притягательностью первых пластинок. Кстати, именно в этом году вместо ушедшего басиста Фергюсона пришел известнейший Ричард Синклер из Caravan. (Впоследствии ушедшего Пита Барденса так же заменят на Яна Шельхааса из Caravan). А ушел Дуг Фергюсон из Camel в 76-м, как раз из-за этого сознательно намеченного джазового крена. Так распался "золотой" состав, музыканты которого впервые встретились 20 сентября 1971 г. в Лондоне. Впрочем, отношения Латимера и Фергюсона явно не были столь напряженными, как впоследствии у первого с Энди Уордом. Эндрю играл на сольнике Фергюсона ("Headwаiter") и даже ездил с ним в маленькое турне 1978 г. по Голландии. К слову, Camel являются, пожалуй, одной из самых ярких и известных групп, очень близкой целому направлению (английского!) арт-рока, носившего название "Canterbury". А уж "Rain Dances" — не что иное, как "Canterbury" и есть. (Сыграло присутствие басиста Caravan). Кроме выше упомянутых Caravan, наиболее маститыми представителями стиля можно назвать Hatfield & The North, National Health, Soft Machine. Для этих групп характерен мягкий звук, зачастую приджазованность, и, в целом, грустное настроение музыки. Подробнее о Canterbury вы прочтете в нашей "Энциклопедии" (стр. 48).

После "Rain Dances" вышли альбомы "Breathless" (на нем появился саксофонист Мел Коллинз, до этого игравший в King Crimson, да и просто известнейший сессионщик, сыгравший как минимум с половиной групп 70-х) и "I can see your house from here", содержащие по несколько отличных трэков, а в целом это ненавязчивая артовая попса, говоря честно. Но, как мы все (надеюсь) знаем, поп-музыка (ах, как испорчено это слово т.н. эстрадой!), подобная этой, заслуживает большего уважения, чем вторичные потуги многих современных групп, откровенно и бездушно передирающих у "ветеранов". Впрочем, это лирика, а 80-е, как и у большинства групп, были кризисным периодом. Менялся состав, пластинки выходили одна слабее другой. Еще в 78-м Camel покинул Барденс, а четырьмя годами позже это сделал и Энди Уорд. У последнего в то время были проблемы с алкоголем, что по ряду причин не было известно общественности вплоть до интервью, данного им в 1991 г. И если с Питером Барденсом Латимер даже имел общие творческие проекты, как, например, на сольнике оного "Big sky" (95, бэк вокал), то с Уордом это, увы, вряд ли возможно. И так бы и осталась группа легендой первой половины 70-х, если бы не чудесные альбомы, выпущенные после долгого перерыва в 90-е. Первый из них, "Dust & Dreams" (91), вышел уже на вышеупомянутой Camel Productions. Грустный и вдумчивый, он снова напомнил о Camel как об отличной проговой группе. Единственное, что несколько портит диск, так это налет некого "флойдизма" в музыке и кажущийся поначалу несколько "застоявшимся" вокал Латимера. Более того, и манера пения сначала напоминает оную у Д. Гилмора. Но вторая часть D&D вызывает только положительные чувства и мысли о том, что у Энди еще огромный творческий и духовный потенциал.. В 1992 Camel совершили мировое турне, посвященное 20-летию группы, кстати, одно из самых успешных за всю историю, чтобы потом снова замолчать на несколько лет. И, наконец, работа, ни в чем не уступающая первым замечательным пластинкам — "Harbour of Tears" ("Гавань Слез"), а на дворе 1996 г. С яркими налетами родного фолка, душевный и красивый, альбом, посвященный ирландским корням Эндрю, полный грустных историй, к сожалению, был выпущен просто непозволительно мизерным тиражом, из-за чего у нас его фактически невозможно купить, хотя и были его последующие переиздания. В принципе, это и не удивительно, ведь ценителей настоящей музыки очень мало, как это не прискорбно сознавать. На альбоме числятся клавишник Мики Симмондз (ex-Fish) и певица Мэй МакКенна. Основные достоинства альбомов Camel — их искренность, доброта и настоящая, щемящая грусть (ко и по всему миру, а возможно, и по Эльфам, уплывшим в Море, к своей Гавани Слез), удачно выраженные, без липкой навязчивости и с неподдельной теплотой. Не ждите от них закрученной техники и безумно завернутых композиций, их сила не в этом… Не ждите с каждым новым альбомом сногсшибательных проговых находок и блестящих нововведений (это не прогметалл, которому не выжить без этого), есть такие музыканты и группы, от которых ждешь, что бы они оставались просто собой, и просто творили, ибо их музыка сама по себе — находка, и не для некой стилевой отвлеченности, а для души человека. Огромное удовольствие от творчества Camel получат те, кто не ищет в музыке рационального, тот, кому нужны истинная красота, эмоции и, возможно, немного настоящего волшебства…

И вот в конце октября на прилавках появился новый альбом 99 года "Rajaz". В группе: Эндрю Латимер (само собой), Колин Басс (бас, регулярно "светится" в составе Camel с 1979 г., но на альбоме "Stationary Traveler" (84) он был заменен на Дэвида Патона (ex-The Alan Parsons Project, позднее Fish)), Дэйв Стюарт (ударные), Тон Шерпенцель (клавишные). Что можно сказать о релизе? Замечательный, грустный "фирменный" Camel, еще ярче стали красивые соло Латимера, еще взрослее и вдумчивее музыка, в нескольких вещах заметно легкое прикосновение к восточной мелодике. Общая продолжительность "Rajaz" — около 60 минут. На обложку вернулись верблюды, целый караван, идущий по пустыне. И хотя "Гавань Слез" — все же более яркий по эмоциональности диск, но и "Rajaz" без сомнений получает высший балл! Не теряйте время, скорее приобретайте и наслаждайтесь им, а помимо чудесной новинки в нашем распоряжении множество дисков прошлых лет, не устаревающих и не становящихся ветхими и неактуальными с годами, как бывает только с настоящим искусством.



Дискография (CD)

(73) Camel (Camel Productions,

далее везде CP)

(74) Mirage

(75) The Snow Goose

(76) Moonmadness

(77) Raindances

(78) A Live record

(78) Breathless

(79) I can see Your House from Here

(81) Nude

(82) The Single Factor

(84) Stationary Traveller

(85) Pressure Points (live)

(92) Dust and Dreams CP

(93) Live On the Road '72 CP

(93) Never Let Go (live) CP

Camel on the road 1981 (live) CP

(94) Camel On The Road 1982 (live) CP

(96) Harbour of tears CP

(97) Coming of Age (live) CP

(99) Rajaz CP



Videos

1) Pressure Points

2) Total Pressure

(1-й Видео-бутлег Camel)

3) Coming of Age

<<  >>


Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Camel: Группа, чья музыка граничит с волшебством

ALIVE ARCHIVE

Сергей Дементьев

ГРУППА, ЧЬЯ МУЗЫКА ГРАНИЧИТ С ВОЛШЕБСТВОМ

Десятилетие 70-х дало жизнь многим гениальным группам и вывело к интеллектуальному слушателю десятки людей, ставших позже легендарными. Больше всех в этом благородном деле преуспел туманный Альбион. Позже, в 90-е, его, казалось бы, бесконечную шкатулку талантов похитят Шведы, но 70-е были временем расцвета и триумфа британского арт-рока.

Да, нелегко было в те времена пробиться к слушателю, ведь его уже покорили интеллектуальные и печально-красивые Genesis, авангардные и жесткие King Crimson, темные стороны души и человеческих отношений раскрывал, пожалуй, лучший поэт рок-музыки, Питер Хэммилл со своим Van Der Graaf Generator. К пику популярности подступали Yes, Ян Андерсон в Jethro Tull воплотил в себе облик настоящего менестреля рок-музыки, Gentle Giant создали собственный стиль сложнейшего прогрессива, а Renaissance продемонстрировали, что и в арт-роке женщина-вокалистка (Энни Хаслам) может быть очень даже к месту. И вот в 1973-м ценителям хорошей музыки был представлен LP группы, скоро ставшей фактически не менее значимой, чем стартовавшие до них именитые гиганты. (Хотя тут все относительно и упирается в дату стартового релиза, ведь свой первый концерт Camel дали еще 4 декабря 1971, разогревая публику перед Wishbone Ash.) Альбом так и назывался — "Camel".

Как и многие первенцы, пластинка, возможно, была не столь сильно и завершенно сыграна, как последующие "Mirage" (74) и целиком инструментальный "Снежный Гусь" ("The Snow Goose", 75), но вдохновения музыкантам было не занимать. Тем более, что группа сразу нашла свой оригинальный почерк — это относительно мягкий, удивительно красивый, душевный, с примечательной игрой на гитаре Эндрю Латимера арт-рок. Кроме того, ребята уже на дебютнике использовали и орган с меллотроном, так что музыкальная полифония в лучшем духе тех лет была обеспечена. Как я уже писал выше, год для старта у музыкантов выдался очень насыщенный музыкальными шедеврами, постарались и культовые King Crimson ("Starless and…" и "Red"), и более классически ориентированные, мелодичные Genesis ("Selling England…"). Тем более нельзя не отметить оригинальность и смелость первой работы Кэмела. Она содержит как игровые, достаточно драйвовые номера, так и мягкие, красивые песни, показавшие, к какому стилю придет Верблюд в дальнейшем. Завершает его прекрасная, можно сказать, эпическая инструменталка "Arabaluba". Что же, начало хорошее! А продолжение и того лучше, в 74-м выходит "Mirage". На мой взгляд, это самый удачный из ранних альбомов Camel. Музыканты избавились от некоторой сыроватости первого диска и выложились на 100%. Несколько выбивается из общей концепции альбома первая песня "Freefall", быстрая, не по-кэмеловски жесткая. Она гораздо ближе по структуре к дебюту группы, чем к более позднему мягкому творчеству. Зато после нее на слушателя накатывает могучая волна настоящего эльфийского (иначе и не скажешь!) арт-рока! Мягкий, печальный, проникновенный, он целиком погружает вас в сказочный, светлый, но грустный мир. Что ж еще, как не волшебства, требовать от песен с названиями "Nimrodel" и "White Rider"? Музыканты целиком оправдывают надежды, тут и флейта, и гитара Латимера, и проникновенное пение его же и Пита Барденса (в Camel того периода было фактически 2 вокалиста), и прекрасные ударные Энди Уорда. И, конечно, нельзя не отметить присутствие минимуга и меллотрона, уже ставших к тому времени классическими в арт-роке инструментов. Закрывает альбом длинная (почти 13 минут) и ставшая, пожалуй, наиболее известной песня Camel — "Lady Fantasy". Несмотря на совершенно некоммерческую направленность, он достиг 149-го места в штатовских чартах журнала Billboard. Диск из категории "must have" для коллекции любого настоящего меломана, не пропустите его! Именно с лицевой картинкой "Миража" возникают ассоциации у любого, кто хоть раз видел упаковки сигарет Camel, столь похожи логотип сигаретчиков и верблюд наших героев. Но никакого отношения к сигаретной индустрии музыканты не имеют, и противники курения могут слушать Мираж без угрызений совести. :-)

Действительно уникальным в своем роде вышел альбом 1975-г — "The Snow Goose". Хотя, как мне кажется, эта пластинка несколько уступает предыдущему откровению. На этот раз музыканты представили концептуальную, но чисто инструментальную работу, в целом выдержанную в рамках прошлого диска. И хотя альбом стал "золотым", некое "эльфийское" волшебство, достигнув своего апогея на "Мираже", увы, здесь чуть-чуть отступило от талантливейших музыкантов... Ну ничего, ведь осталось человеческое волшебство. Так что диск вышел очень сильным, без самопародии, и звучит он свежо и привлекательно. Трудно выделить из 16 трэков альбома какой-то особенный, все вещи очень взаимосвязаны и все по-своему хороши. На альбоме есть и флейта, и слайд-гитара Эндрю, и орган, и минимуг (Питер Барденс). Продюсировал альбом небезызвестный Дэвид Хитчхок (Genesis, позже Marillion). "Гусь" достиг 22-го места в Английских музыкальных чартах. Несомненно, это одна из заметнейших артовых работ того года, да, пожалуй, и всех 70-х. После успеха "Снежного Гуся" музыканты постарались вернуться к временам "Миража", воплотив попытку в виде диска "Moonmadness" (76). Альбом снова получился достаточно удачным, а затем наступил 77-й, год последнего "настоящего" Camel'овского релиза — "Rain Dances". Из всех работ англичан он в наибольшей степени подвержен джазовому влиянию. Диск получился очень спокойный и достаточно фоновый, уже не обладавший волшебной притягательностью первых пластинок. Кстати, именно в этом году вместо ушедшего басиста Фергюсона пришел известнейший Ричард Синклер из Caravan. (Впоследствии ушедшего Пита Барденса так же заменят на Яна Шельхааса из Caravan). А ушел Дуг Фергюсон из Camel в 76-м, как раз из-за этого сознательно намеченного джазового крена. Так распался "золотой" состав, музыканты которого впервые встретились 20 сентября 1971 г. в Лондоне. Впрочем, отношения Латимера и Фергюсона явно не были столь напряженными, как впоследствии у первого с Энди Уордом. Эндрю играл на сольнике Фергюсона ("Headwаiter") и даже ездил с ним в маленькое турне 1978 г. по Голландии. К слову, Camel являются, пожалуй, одной из самых ярких и известных групп, очень близкой целому направлению (английского!) арт-рока, носившего название "Canterbury". А уж "Rain Dances" — не что иное, как "Canterbury" и есть. (Сыграло присутствие басиста Caravan). Кроме выше упомянутых Caravan, наиболее маститыми представителями стиля можно назвать Hatfield & The North, National Health, Soft Machine. Для этих групп характерен мягкий звук, зачастую приджазованность, и, в целом, грустное настроение музыки. Подробнее о Canterbury вы прочтете в нашей "Энциклопедии" (стр. 48).

После "Rain Dances" вышли альбомы "Breathless" (на нем появился саксофонист Мел Коллинз, до этого игравший в King Crimson, да и просто известнейший сессионщик, сыгравший как минимум с половиной групп 70-х) и "I can see your house from here", содержащие по несколько отличных трэков, а в целом это ненавязчивая артовая попса, говоря честно. Но, как мы все (надеюсь) знаем, поп-музыка (ах, как испорчено это слово т.н. эстрадой!), подобная этой, заслуживает большего уважения, чем вторичные потуги многих современных групп, откровенно и бездушно передирающих у "ветеранов". Впрочем, это лирика, а 80-е, как и у большинства групп, были кризисным периодом. Менялся состав, пластинки выходили одна слабее другой. Еще в 78-м Camel покинул Барденс, а четырьмя годами позже это сделал и Энди Уорд. У последнего в то время были проблемы с алкоголем, что по ряду причин не было известно общественности вплоть до интервью, данного им в 1991 г. И если с Питером Барденсом Латимер даже имел общие творческие проекты, как, например, на сольнике оного "Big sky" (95, бэк вокал), то с Уордом это, увы, вряд ли возможно. И так бы и осталась группа легендой первой половины 70-х, если бы не чудесные альбомы, выпущенные после долгого перерыва в 90-е. Первый из них, "Dust & Dreams" (91), вышел уже на вышеупомянутой Camel Productions. Грустный и вдумчивый, он снова напомнил о Camel как об отличной проговой группе. Единственное, что несколько портит диск, так это налет некого "флойдизма" в музыке и кажущийся поначалу несколько "застоявшимся" вокал Латимера. Более того, и манера пения сначала напоминает оную у Д. Гилмора. Но вторая часть D&D вызывает только положительные чувства и мысли о том, что у Энди еще огромный творческий и духовный потенциал.. В 1992 Camel совершили мировое турне, посвященное 20-летию группы, кстати, одно из самых успешных за всю историю, чтобы потом снова замолчать на несколько лет. И, наконец, работа, ни в чем не уступающая первым замечательным пластинкам — "Harbour of Tears" ("Гавань Слез"), а на дворе 1996 г. С яркими налетами родного фолка, душевный и красивый, альбом, посвященный ирландским корням Эндрю, полный грустных историй, к сожалению, был выпущен просто непозволительно мизерным тиражом, из-за чего у нас его фактически невозможно купить, хотя и были его последующие переиздания. В принципе, это и не удивительно, ведь ценителей настоящей музыки очень мало, как это не прискорбно сознавать. На альбоме числятся клавишник Мики Симмондз (ex-Fish) и певица Мэй МакКенна. Основные достоинства альбомов Camel — их искренность, доброта и настоящая, щемящая грусть (ко и по всему миру, а возможно, и по Эльфам, уплывшим в Море, к своей Гавани Слез), удачно выраженные, без липкой навязчивости и с неподдельной теплотой. Не ждите от них закрученной техники и безумно завернутых композиций, их сила не в этом… Не ждите с каждым новым альбомом сногсшибательных проговых находок и блестящих нововведений (это не прогметалл, которому не выжить без этого), есть такие музыканты и группы, от которых ждешь, что бы они оставались просто собой, и просто творили, ибо их музыка сама по себе — находка, и не для некой стилевой отвлеченности, а для души человека. Огромное удовольствие от творчества Camel получат те, кто не ищет в музыке рационального, тот, кому нужны истинная красота, эмоции и, возможно, немного настоящего волшебства…

И вот в конце октября на прилавках появился новый альбом 99 года "Rajaz". В группе: Эндрю Латимер (само собой), Колин Басс (бас, регулярно "светится" в составе Camel с 1979 г., но на альбоме "Stationary Traveler" (84) он был заменен на Дэвида Патона (ex-The Alan Parsons Project, позднее Fish)), Дэйв Стюарт (ударные), Тон Шерпенцель (клавишные). Что можно сказать о релизе? Замечательный, грустный "фирменный" Camel, еще ярче стали красивые соло Латимера, еще взрослее и вдумчивее музыка, в нескольких вещах заметно легкое прикосновение к восточной мелодике. Общая продолжительность "Rajaz" — около 60 минут. На обложку вернулись верблюды, целый караван, идущий по пустыне. И хотя "Гавань Слез" — все же более яркий по эмоциональности диск, но и "Rajaz" без сомнений получает высший балл! Не теряйте время, скорее приобретайте и наслаждайтесь им, а помимо чудесной новинки в нашем распоряжении множество дисков прошлых лет, не устаревающих и не становящихся ветхими и неактуальными с годами, как бывает только с настоящим искусством.



Дискография (CD)

(73) Camel (Camel Productions,

далее везде CP)

(74) Mirage

(75) The Snow Goose

(76) Moonmadness

(77) Raindances

(78) A Live record

(78) Breathless

(79) I can see Your House from Here

(81) Nude

(82) The Single Factor

(84) Stationary Traveller

(85) Pressure Points (live)

(92) Dust and Dreams CP

(93) Live On the Road '72 CP

(93) Never Let Go (live) CP

Camel on the road 1981 (live) CP

(94) Camel On The Road 1982 (live) CP

(96) Harbour of tears CP

(97) Coming of Age (live) CP

(99) Rajaz CP



Videos

1) Pressure Points

2) Total Pressure

(1-й Видео-бутлег Camel)

3) Coming of Age

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ



ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

Всё о мире тяжёлой музыки, металле, альтернативе и Ню-метале. Добро пожаловать на территорию для настоящих хардкорных мужчин, которые знают толк в железных рифах. Последние новости отечественной и зарубежной рок-сцены, обзоры новых музыкальных альбомов, дебюты и возрождения, распады и воссоединения самых заметных и талантливых групп этого и прошлого столетия! Металлика уже не торт? Дэйв Гролл – лучший барабанщик планеты? Что думает Оззи Осборн о Джастине Бибере? Это ТОТАЛМЕТАЛ! Это – мы! Добро пожаловать!

... A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-Я

Created by TMN Team, MCMXCXIX-MMVIII