TMN

Total Metal Net

Louder than before!
Rambler's Top100
Анонсы
Новости
Рецензии
Статьи
Группы
Викторина
Проект
TMN предлагает
К посетителям
ALIVE
Архив
Контакты

На правах рекламы:
Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Kai Hansen: One With The World

ALIVE ARCHIVE

Hanna Richter

ONE WITH THE WORLD

25 августа вышел концертный альбом Gamma Ray "Skeletons In The Closet" - своеобразный "трибьют" фронтмэна Gamma Ray Кая Хансена самому себе, ведь альбом был записан в ходе одноименного тура, во время которого исполнялся материал, написанный музыкантом с 1985 по 2001 гг. К примеру - свежая 'Heart Of The Unicorn' (2001), сравнительно старенькая 'All Of The Damned' (1995) или... хэлловиновская 'Victim Of Fate' (1985). Кстати, в этом году Каю исполнилось ни много, ни мало сорок лет - самое время, чтобы вспомнить основные вехи творческого пути человека, который во многом определил лицо speed power metal - направления, которое пережило почти два десятилетия и пользуется огромной популярностью и теперь, в новом тысячелетии.

"Для человека существование всегда подразумевает борьбу с окружающими трудностями; иными словами, в каждый момент своей жизни человек вынужден создавать себя самого... Существование дано человеку как абстрактная возможность. Но реальность ее человеку приходится завоевывать самому"...

Hose Ortega-I-Gasset, испанский философ

"Я не нуждаюсь в опоре на небеса только ради того, чтобы придать своей жизни смысл. Сама жизнь дарит мне смысл, само бытие в этом мире и то, чем я занимаюсь, следуя зову своего сердца..."

Kai Hansen

Он не родился "в рубашке", природа не наградила его ни образцовыми физическими данными, ни сильным голосом. Тем не менее, вот уже более 20 лет Kai Hansen выходит на сцену, поет и играет на гитаре, в то время как многие его более одаренные коллеги сошли с дистанции. В чем же секрет его неуемной жажды жизни, творчества и неукротимой энергии? Трудно представить себе, что этот человек не всегда счастлив, не всегда в согласии с самим собой и окружающим миром. Чтобы прийти к этой видимой невооруженным глазом гармонии, ему пришлось преодолеть долгий путь, порой едва удерживаясь от того, чтобы бросить все, связанное с самой важной в своей жизни вещью - музыкой...

Конец '80-х... Тогда казалось, что у ног шустрого рыжего гитариста Helloween лежит весь мир. Вышли самые известные альбомы в истории группы - обе части "Keeper Of The Seven Keys". Затеянный около 10 лет назад проект начал приносить дивиденды - и материальные, и моральные. Хотя, наверное, Кай Хансен, основатель Helloween (группы, которая стала символом своего поколения), однажды взяв в руки гитару, менее всего думал именно об успехе. Музыка всегда была для него не объектом или средством, а глубокой внутренней потребностью, "чем-то, идущим от самого сердца"...



It's Helloween



Правда, поначалу от Хансена "исходил" лишь невообразимый шум. Когда Каю надоело предаваться любимому занятию, то есть носиться по комнате и трясти головой под Slade, Sweet, Uriah Heep, Deep Purple и прочую "самую тяжелую" музыку "славных '70-х", он соорудил из подручных средств ударную установку. Да-да, поначалу маэстро Хансен грезил занять место за барабанами и даже копил деньги на настоящий инструмент! В конце концов, родителям порядком надоел грохот, доносившийся из "детской" будущей мировой знаменитости, и они купили сыну акустическую гитару. Но неугомонный Кай затолкал в инструмент усилитель с микрофоном и начал подбирать 'Smoke On The Water' Deep Purple.

Хансену исполнилось 12, когда ему наконец-то удалось уломать родителей на покупку настоящей электрогитары (это был белый Ibanez Les Paul). Через два года он создал свою первую группу Kathreen-Wheel. А в 1978 году, сменив Ibanez на Fender Stratocaster (для этого ему пришлось поработать разносчиком газет), вместе с другом по имени Piet Silk Хансен организовал новый проект - Gentry. В '80-ом к ним присоединились барабанщик Ingo Schwichtenberg и басист Markus Grosskopf. Группа давала концерты в родном Гамбурге, и помимо номеров из репертуара Uriah Heep, Sex Pistols и Slade исполняла аж две песни собственного сочинения. Команду переименовывали то в Iron Fist, то в Second Hell... И, наверное, не было бы никакого Helloween, а в лучшем случае, появилось бы что-то типа Iron Savior (группы Пита Силка, созданной им при поддержке Хансена в '97 г.), только лет на 15 раньше, но тут вмешались обстоятельства. Несмотря на то, что в начале '80-х карьера рок-музыканта в Западной Европе стала занятием вполне респектабельным, по окончании колледжа Силк уехал в США учиться на звукоинженера. Группа прекратила свое существование. Кай, также закончивший к тому времени колледж, слонялся по родному городу, пока в одном из клубов не повстречал не менее амбициозного и увлеченного молодого гитариста Михаэля Вайката. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Кая и мировой metal-сцены в целом. Начала свой отсчет история Helloween.



Ride The Sky



Поиграв с Powerfool, группой Михаэля, оба музыканта надолго там не задержались, и Кай разыскал своих старых знакомых - Инго и Маркуса. Таким образом, спустя полгода после развала Second Hell, группа Хансена возродилась в новом составе, а вскоре - и приобрела другое имя. Поменяв в слове Halloween букву "а" на "е", и изобразив "о" в виде символа "Кануна дня всех святых" - тыквы - музыканты придумали фирменное лого Helloween, которое принципиально не меняется вот уже почти два десятилетия. А их новый знакомый Лимб Шнур (который работал тогда с Running Wild, "сидевшими" на независимом лэйбле Noise), помог им получить первый контракт. Правда, поначалу в Noise к дебютантам отнеслись довольно скептически, но, тем не менее, все-таки включили две песни Helloween в свой сборник "Death Metal (1984). После положительной реакции в прессе, звукозаписывающая компания сменила гнев на милость: в 1985 г. вышел в свет EP под названием "Helloween". Первый диск группы поражает удивительно высоким качеством исполнения, и уже тогда чувствовался сформировавшийся фирменный стиль классического Helloween.

Главной особенностью Helloween "классического периода" стал союз двух разноплановых творческих личностей, который, в конце концов, и стал миной замедленного действия, подорвавшей Helloween. Это был союз двух гитаристов, двух основных авторов песен и двух рулевых группы - Кая Хансена и Михаэля Вайката. В начале своей карьеры Хансен тяготел к хард-роковым композициям, но, услышав однажды Judas Priest, навсегда отдал предпочтение быстрым, энергичным и жестким песням. А вот стиль Вайкета сложился под влиянием роковых и блюзовых музыкантов. Кроме того, первые два релиза группы - "Helloween" (1985) и "Walls Of Jericho" (1986) - отмечены своеобразным вокалом Хансена, по поводу достоинств (или недостатков) которого слушатели и музыкальные критики до сих пор спорят до хрипоты.

Успех двух следующих альбомов - "Keeper Of The Seven Keys" (Part I и Part II) - был просто ошеломляющим. Хансен: "На мой взгляд, мы оказались в нужное время в нужном месте, плюс - немного удачи. Нам удалось создать то, чего никто не делал раньше - настоящий heavy, исполненный мощи и агрессии, который при этом можно было легко напевать. И однажды наступил момент, когда мы осознали, что на самом деле - мы намного популярнее, чем думаем".



I Want Out!



Увы, но эта история завершилась, едва успев начаться. Во всяком случае, для Хансена. В конце '88-го как гром среди ясного неба прозвучала новость - Кай уходит! Поступок, с одной стороны, парадоксальный. Оставить группу в пору ее наивысшего подъема... Хотя, ничего удивительного в этом нет. Хансена ужасно выматывали гастроли, которые, чем успешнее становилась группа, протекали все интенсивнее. Кай никогда особо не любил жизнь "на колесах", не мог сочинять в дороге песен. Это теперь с Gamma Ray, Хансену удалось организовать концертную деятельность по своему вкусу: "Конечно, вы можете догастролироваться до того, чтобы упасть замертво и загреметь в больницу, но все ведь должно быть совсем не так! Есть три периода в жизни группы: турне, запись альбома и отдых, и их разумное чередование помогает сохранить интерес к творчеству и новизну ощущений"... Но тогда до подобной гармонии было далеко.

К тому же, набирал обороты конфликт с лэйблом. Группа посчитала, что переросла возможности Noise, и в то время как коллеги Кая рвались из-под их опеки, Хансен не видел причины чего-либо менять. Кстати он и поныне работает именно с Noise, которые недавно вошли в концерн Sanctuary.

Не добавляло стабильности группе и наличие сразу трех менеджеров - Лимба Шнура, Гарри Смита и Рода Смоллвуда, которые, по словам Хансена, "указывали нам, как тратить нами же заработанные деньги"...

Но, наверное, все эти проблемы можно было бы преодолеть. Главный червь грыз Helloween изнутри: отношения между коллегами накалились до предела, в последние месяцы пребывания Хансена в Helloween музыканты почти не общались друг с другом.

Неудивительно, ведь со временем противоречия между лидерами группы - Хансеном и Вайкатом - только обострялись. Поначалу это было настоящее, вполне здоровое соревнование, которое шло группе только на пользу. Однако Михаэль оказался необычайно ревнивым, видя в Хансене не партнера, а конкурента. При том, что на самом деле влияние Кая, отца-основателя группы, постепенно становилось все меньше и меньше.

Начиная с "Keeper... Pt. I" (1987), из записей Helloween исчез вокал Кая: "У меня не было ни идей, ни техники - ничего, кроме того, что шло изнутри меня, а это были, по большей части, вопли и выкрики. К тому же, структура песен становилась все более сложной, и пение мешало сосредоточиться на гитарных партиях"... И в конце 1986 года в группе появилась еще одна творческая единица - вокалист Michael Kiske, что отнюдь не добавило группе стабильности. Он пришел со своими идеями, а представления поклонника Элвиса Пресли о музыке несколько расходились с лозунгом "Heavy Metal Is The Law" (название одной из песен с альбома "Walls Of Jericho"). Что, собственно, подтверждают и сольные работы Киске, которые имеют очень мало общего с металлом, хотя они и по-своему хороши. В любом случае, благодаря его сильному, но более мелодичному вокалу стал мягче и общий саунд группы. И в этом новом направлении Хансену оставалось все меньше места: "В группе не было взаимопонимания по поводу того, куда двигаться дальше", - вспоминает Кай. - "Мне хотелось продолжать в том же духе, а Михи и Вайки хотели внедрять новые элементы, приблизить звучание группы к... Beatles. А я боялся, что Helloween может потерять свое лицо".

Символично, что одной из двух композиций Хансена, которые вошли на "Keeper...Pt.II" (1988), стал номер с красноречивым названием "I Want Out". Out - так out. Пока Кай около года метался, не зная, что предпринять, за дверями уже стоял присмотренный Вайкатом Роланд Грапов, который и стал в итоге новым гитаристом группы.

Со времени ухода Хансена Helloween выпустили несколько альбомов (о записи очередного из них вы могли прочитать в интервью Вайки в предыдущем номере ALIVE), растеряли часть старых и приобрели новых поклонников. Некоторые считают, что уход Кая "убил дух Helloween", а другие почти и не имеют представления о "хансеновском" Helloween. Но это уже совсем другая история...



We Are Heading For Tomorrow



Сказать, что уход из группы стал для Хансена ударом, значит не сказать ничего. Этот шаг в никуда был сделан от абсолютной безысходности, хотя был и еще один вариант - увести Helloween за собой, но Хансен предпочел начать все с чистого листа. Нет, Кай не собирался бросать музыку. Он мечтал собрать в студии единомышленников и выпустить альбом под собственным именем, благо это имя было достаточно громким, чтобы представлять интерес для звукозаписывающих фирм. В итоге родилась группа - Gamma Ray, в которой есть только одна постоянная величина - сам Кай Хансен. Памятуя о проблемах в Helloween, он решает кадровые проблемы хирургическим путем, с видимой легкостью расставаясь с членами своего коллектива.

Тогда на призыв Хансена откликнулись его старинный приятель - вокалист распавшейся к тому времени группы Tyran' Pace Ральф Шиперс (который в свое время чуть было не стал голосом Helloween), барабанщик Mathias Burchardt и басист Uwe Wessel. Но главную "находку" Кай совершил на трехнедельных курсах "популярной музыки", куда отправился перед записью альбома - видимо, для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся было уверенность в себе. Там он познакомился с бас-гитаристом Дирком Шлехтером. И хотя эта вакансия в Gamma Ray уже была занята, Дирк принял участие в записи песен 'Money' и 'Silence'. А вскоре, усовершенствовавшись в игре на гитаре, прикрыл позицию второго гитариста, а заодно - и клавишника группы. С годами Шлехтер превратился в единственного (помимо самого Кая) бессменного члена Gamma Ray, вернулся к бас-гитаре, стал соавтором, со-продюсером, да и просто верным другом Хансена.

Первый альбом Gamma Ray "Heading For Tomorrow" (1990) записывался почти полгода и получился экспериментальным и эклектичным. Многие идеи были почерпнуты в архивах Helloween и Tyran' Pace. Альбом попал в чарты Германии и Японии, и Хансен с легкостью изменил своему мнению о гастролях. О том, насколько он вошел во вкус концертной деятельности свидетельствует видео "Heading For The East" (1990), отснятое в Японии.

Gamma Ray были признаны открытием 1990 года и превратились во вполне успешный проект, в то время как бывшие коллеги Хансена метались по судам между двумя лейблами (Noise и EMI) и выпускали провальные альбомы. Кстати, Gamma Ray с тех самых пор постоянно сравнивают с Helloween. Кай, конечно, злится, и на все упреки в похожести на "старый" Helloween отвечает: "Конечно, ведь и то, и другое - моих рук дело!"



Future Madhouse



Стоит отметить, что ни в Helloween, ни в Gamma Ray Хансен никогда не увлекался банальной лирикой, характерной для большинства металлических команд. Не строил хрустальных замков, не убивал драконов и не изображал мутировавших потомков Дельфийского оракула. Хансен всегда стоял обеими ногами на земле, даже когда мысленно уносился в космос - в будущее или в воображаемые миры. Построение собственной судьбы, взаимоотношения с окружающим миром, надежда - темы, с завидным постоянством всплывающие в его творчестве. А главный магический символ Хансена-лирика - свобода. Во времена 'Ride The Sky' (1985) Кай начинал с юношеского максимализма и пел о том, что человек свободен, ему вполне по силам "изменить свою судьбу", предначертанную свыше. Снять розовые очки пришлось в ходе развода с Helloween, поэтому "Heading For Tomorrow" получился более сдержанным - это уже оптимизм взрослого, повидавшего виды человека. "Бог благословил своих детей, их символ - свобода" - звучит в заглавной композиции альбома. Но это накладывает на нас великую ответственность, обрекает на необходимость самостоятельного выбора жизненного пути. Мы делаем это в расчете на будущее, но даже не знаем, где находимся сейчас... А сейчас мы должны крепко обеими ногами стоять на земле, иначе "это самое завтра у нас попросту отнимут" ('Hold Your Ground'). Но в целом альбом воспринимается под девизом "Live Life Easy" - лозунгом первого трэка 'Lust For Life'.

Намного с большим удивлением вслушиваешься во вторую работу Gamma Ray - "Sigh No More" (1991), частично отравленную цинизмом и безнадежностью. Альбом записывался, когда Кай остро переживал начало совершенно абсурдной, с его точки зрения, войны в Персидском заливе. К тому же, группу стали раздирать конфликты (с Весселом и заменившим Матиаса Бурхарда Ули Кушем). И свобода на "Sigh No More" становится экзистенциальной. Это - такая свобода, которую мы находим в мире навязанной нам необходимости. Ты не можешь ничего изменить вокруг себя, и тебе не на кого опереться, даже на Бога. Ты заброшен в жизнь, рождаешься, живешь и умираешь наедине с миром - внешним и внутренним, а желаемое единство с миром и собственным сознанием остается лишь мечтой ('One With The World'). Но даже если ты ни над чем не властен, не способен остановить войну ('We Won't Stop The War'), ты свободен, по крайней мере, вздохнуть... и больше ничего ('Changes'). А на самом деле абсолютная свобода существует только в смерти. И символом "Sigh No More" становится приплясывающий на обложке скелет в костюме и цилиндре...

Тем не менее, жизнь налаживалась - альбом получил отличные отзывы в прессе. В 1993 году в Гамбурге завершилось строительство собственной студии Кая, которая была названа простенько, но со вкусом - "Hansen Studios". Бывшее бомбоубежище стало не только местом постоянной дислокации Gamma Ray, но и "гнездом" молодых групп, которым Кай оказывает поддержку. Увидеть, как выглядит студия Хансена и снаружи, и изнутри можно в видео "Lust For Live"(1993).

Первым релизом, вышедшим из стен Hansen Studios стал альбом "Insanity & Genius" (1993), записанный уже в новом составе: позицию бас-гитариста занял Jan Rubach, а барабанщика - Thomas Nack.

На "Insanity & Genius" тема конфликта личности с окружающим миром получила свое дальнейшее развитие. Альбом пронизан ощущением абсурдности существования ('Our Future Is A Madhouse') и двойственности бытия ('Insanity & Genius'). Однако кризис уже почти преодолен, о чем свидетельствует одна из самых знаковых вещей группы - 'Heal Me'. Герой песни находит опору не в обществе или вере, а в самом себе: "you can be strong if you know who you are". Символично, что в этой композиции после долгого перерыва (не считая вспомогательных партий и концертного исполнения 'Ride The Sky') зазвучал голос Кая. Поначалу планировалось, что эту песню будет, как обычно, исполнять Шиперс, но так как Ральф появлялся в студии эпизодически (к тому времени он осел в Штутгарте - в 700 км от Гамбурга), на демо-версиях и репетициях пел сам Кай. Однако, запись этого номера у Шиперса откровенно "не пошла", и было решено сохранить вокальные партии, записанные Хансеном.

Герой песни умоляет "излечить его", однако впереди уже маячит огонек надежды: на горизонте видны очертания земли свободы, которую Хансен ищет всю жизнь, и которую в итоге ему пришлось создавать самому...



On A Way To Our Land Of The Free



На мой взгляд, альбом "Land Of The Free" (1995) - ни что иное, как переживание гибели Инго Швихтенберга, с которым Кай продолжал общаться и после ухода из Helloween. Трагическую весть Хансену принесли прямо в студию. В то время как Helloween ограничились довольно формальным посвящением альбома Time Of The Oath (1996) бывшему коллеге, Кай на "Land Of The Free", похоже, попытался заглянуть туда, куда добровольно ушел его старый друг.

Земля свободы - это мир, куда попадает душа, когда тело умирает или засыпает. В какой-то степени, "Land Of The Free" - продолжение линии "Sigh No More": ты становишься свободным, лишь когда умираешь. Этот потусторонний мир отражает проблемы бытия в реальном мире. Тема альбома - поиск свободы, которой на самом деле не существует из-за социальных, психологических и физических обстоятельств. И для завоевания хотя бы частичной свободы необходимо восстание ('Rebellion In Dreamland')... Герой "Land Of The Free" - обычный человек, который направляется в путь, на поиск счастья и свободы, несмотря на предупреждения опытных людей, что оттуда еще никто не вернулся назад ('Farewell'). Он знает, что цели "добьется лишь один-единственный, и, быть может, это буду именно я!", и принимает вызов ('Man On A Mission').

После бесшабашности "Heading For Tomorrow", отчаяния "Sigh No More" и двойственности "Insanity & Genius", мироощущение "Land Of The Free" проникнуто уверенностью в себе, которая исходит от самого Кая. Об этом свидетельствует также и то, что он, как и в юности, отныне вновь занял место перед микрофоном. Принято считать, что Ральф Шиперс, вокалист группы, покинул Gamma Ray из-за того, что остальным порядком надоело лицезреть его в студии только по большим праздникам, да и, дескать, Ральф мечтал о месте за микрофонной в Judas Priest. Но, похоже, глубинная причина увольнения Шиперса - в другом. Было бы нелепо предполагать, что Хансен запел от безысходности - из-за того, что не смог подобрать адекватную замену Шиперсу. Просто ему всегда очень хотелось петь самому! Кстати, Хансен и не скрывает того, что это именно он, вроде как бы в шутку, подбил Шиперса подать заявку на место за микрофонной стойкой в Judas Priest. После ухода Шиперса из Gamma Ray поклонники команды мечтали увидеть на месте Ральфа изгнанного к тому времени из Helloween Михаэля Киске, который на альбоме "Land Of The Free" исполнил ведущую вокальную партию на 'Time To Break Free' и подпевал на заглавной композиции - 'Land Of The Free'. Однако Хансен заявил, что "Михаэль Киске никогда не будет петь в Gamma Ray", считая его голос излишне коммерческим.

Решение Хансена взять вокальные партии на себя оказалось действительно удачным, хотя его манера пения, мягко говоря, довольно своеобразна. Но с каждым альбомом Хансен-вокалист берет все новые и новые высоты, а на концертах успевает управляться и с гитарой, и с микрофоном, и с публикой. Тогда как Ральф в роли фронтмэна Gamma Ray чувствовал себя явно неуютно. Да и при всех достоинствах вокала Шиперса, он "пел великолепно, но это не шло от сердца". В свою очередь Хансен, от природы обладая далеко не выдающимися вокальными данными, может взволновать слушателя до глубины души.

Итак, в '95-ом году Хансен наконец-то пришел к компромиссу по поводу личной свободы, и с проблем отдельно взятого человека переключился на глобальные задачи. Если раньше он предельно самоуглублялся в бесконечность внутренних миров, то с этого момента улетел в нескончаемое пространство внешних - во Вселенную.



No World Order!



Тематику пластинки "Somewhere Out In Space" (1997) Каю подсказало детское увлечение сериалом "Star Trek" и научной фантастикой. Откуда произошло человечество? Быть может, первые люди пришли из космоса? Но за размышлениями о других галактиках, марсианах и звездных войнах стоит все тот же экзистенциальный человек... Только теперь он стал гораздо сильнее, он знает, кем он является, и может использовать свои силы, чтобы творить добро. На следующем альбоме - "Powerplant" (1999) тема космоса отходит на второй план - это уже не размышления о бесконечности Вселенной, а беспокойство о будущем человечества.

Решать мировые и космические проблемы Кай отправился уже в другой и, кстати, на удивление стабильной компании. Шлехтер, которому хотелось вернуться к бас-гитаре не меньше, нежели Каю - к пению, сменил Рубаха на посту бас-гитрариста. За Яном ушел и Томас Нак. Так в группе появились гитарист и клавишник Henjo Richter и барабанщик Daniel Zimmermann. Они работают в Gamma Ray до сих пор, и как нельзя лучше подходят под новую музыкальную идеологию Хансена. Вернее, хорошо забытую старую: с 1997 года "духовный лидер" начал ретроспективный путь, постепенно приближаясь к эстетике "Walls Of Jericho" и кумирам своей юности - Judas Priest. Быть может, не столь ювелирная, как у Шлехтера-гитариста и Нака-барабанщика, зато исполненная мощи и драйва игра новых музыкантов идеально влилась в новое направление творчества Gamma Ray.

Последний на данный момент студийный альбом Gamma Ray "No World Order" (2001) вызвал неоднозначную реакцию. Не обошлось без обвинений: мол, Хансен выдохся, движется назад, перестал экспериментировать, и вообще, это очень похоже на Judas Priest! Действительно, в работе используется немало тяжелых риффов а-ля '80-е, а некоторые фрагменты вызывают прямые ассоциации с классиками жанра в лице Пристов, чего Хансен, кстати, и не отрицает. Более того, на "No World Order" он поет в типично "хэлфордовской" манере. А отсутствие инноваций - вполне осознанное решение: "мы не хотим отказываться от нашего собственного стиля и разочаровывать фэнов необдуманными экспериментами".

Стилистика "No World Order" идет вразрез с "мейнстримом" speed-power-melodic heavy metal. Ныне в моде - концептуальные альбомы с замысловатыми, оторванными от жизни сюжетами, которые скорее призваны скрыть отсутствие смысла в текстах, нежели его наличие, и довольно вторичную музыку, в которой, кстати, в изобилии представлены старые "находки" самого Кая. Иное дело - Gamma Ray. Аллюзии Хансена как типичный прием постмодерна, связывают воедино различные слои культуры. В музыке Gamma Ray можно услышать не только классические мотивы Priest, но и, к примеру, "квиновские" переходы (в 'Silence'), фрагмент 'Hotel California' (в 'All Of The Damned'), а уж соло из григовской "В пещере горного короля" в творчестве Хансена давно стало общим местом. Переплетения стилей, исполнителей и времен, встраиваясь в собственные идеи группы, создают неповторимый колорит музыки Gamma Ray.

"No World Order" - пока последняя написанная Каем и Gamma Ray глава, очередная ступенька эволюции его героя, в котором частенько угадывается он сам. Этот персонаж преодолел долгий путь от восторженного юноши до зрелого мужчины, который осознает двойственность этого мира, наличие в нем добра и зла, и, тем не менее, находит в себе силы двигаться вперед. И, в конце концов, становится настолько силен, что его не страшит даже мировой заговор "иллюминатов" с целью установления нового мирового порядка (альбом "No World Order").

Сегодня Хансен пребывает в равновесии и гармонии. Пришли к стабильности даже отношения с бывшими коллегами - в том числе и с Вайкетом. Но кто знает, что будет завтра? Быть может, героя Gamma Ray ждут очередные потрясения?..

Но теперь он знает, что главную опору в этом изменчивом и негостеприимном мире человеку нужно искать не где-то, а внутри себя, "занимаясь тем, чем ты хочешь" и обязательно "от чистого сердца". Сам Хансен черпает силы в себе и в родных ему людях - семье и верных друзьях. И в любимом деле - музыке, которую творит, не оглядываясь на то, как на нее отреагирует досужий обыватель или газетный сплетник. Он уже давно заслужил право быть самим собой и заплатил за это немалую цену. Хансен активно чертит свой "проект всей жизни", каждый раз доказывая, на что способен и что являет собой человек вообще, как нечто, принадлежащее не только к сфере природы, но и духа. "Ты можешь быть сильным, если знаешь, кто ты есть", ты можешь бросить вызов обстоятельствам, вырываясь на свободу ("the one who will succeed, I wonder is it me?"). И именно в такие моменты живешь полной жизнью. Наверное, это и есть главный секрет Кая Хансена, которым он щедро делится с другими. И если у него есть своя философия, то это - философия самой жизни.

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ






Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]
Powered by ALIVE

ALIVE ARCHIVE

Hanna Richter

ONE WITH THE WORLD

25 августа вышел концертный альбом Gamma Ray "Skeletons In The Closet" - своеобразный "трибьют" фронтмэна Gamma Ray Кая Хансена самому себе, ведь альбом был записан в ходе одноименного тура, во время которого исполнялся материал, написанный музыкантом с 1985 по 2001 гг. К примеру - свежая 'Heart Of The Unicorn' (2001), сравнительно старенькая 'All Of The Damned' (1995) или... хэлловиновская 'Victim Of Fate' (1985). Кстати, в этом году Каю исполнилось ни много, ни мало сорок лет - самое время, чтобы вспомнить основные вехи творческого пути человека, который во многом определил лицо speed power metal - направления, которое пережило почти два десятилетия и пользуется огромной популярностью и теперь, в новом тысячелетии.

"Для человека существование всегда подразумевает борьбу с окружающими трудностями; иными словами, в каждый момент своей жизни человек вынужден создавать себя самого... Существование дано человеку как абстрактная возможность. Но реальность ее человеку приходится завоевывать самому"...

Hose Ortega-I-Gasset, испанский философ

"Я не нуждаюсь в опоре на небеса только ради того, чтобы придать своей жизни смысл. Сама жизнь дарит мне смысл, само бытие в этом мире и то, чем я занимаюсь, следуя зову своего сердца..."

Kai Hansen

Он не родился "в рубашке", природа не наградила его ни образцовыми физическими данными, ни сильным голосом. Тем не менее, вот уже более 20 лет Kai Hansen выходит на сцену, поет и играет на гитаре, в то время как многие его более одаренные коллеги сошли с дистанции. В чем же секрет его неуемной жажды жизни, творчества и неукротимой энергии? Трудно представить себе, что этот человек не всегда счастлив, не всегда в согласии с самим собой и окружающим миром. Чтобы прийти к этой видимой невооруженным глазом гармонии, ему пришлось преодолеть долгий путь, порой едва удерживаясь от того, чтобы бросить все, связанное с самой важной в своей жизни вещью - музыкой...

Конец '80-х... Тогда казалось, что у ног шустрого рыжего гитариста Helloween лежит весь мир. Вышли самые известные альбомы в истории группы - обе части "Keeper Of The Seven Keys". Затеянный около 10 лет назад проект начал приносить дивиденды - и материальные, и моральные. Хотя, наверное, Кай Хансен, основатель Helloween (группы, которая стала символом своего поколения), однажды взяв в руки гитару, менее всего думал именно об успехе. Музыка всегда была для него не объектом или средством, а глубокой внутренней потребностью, "чем-то, идущим от самого сердца"...



It's Helloween



Правда, поначалу от Хансена "исходил" лишь невообразимый шум. Когда Каю надоело предаваться любимому занятию, то есть носиться по комнате и трясти головой под Slade, Sweet, Uriah Heep, Deep Purple и прочую "самую тяжелую" музыку "славных '70-х", он соорудил из подручных средств ударную установку. Да-да, поначалу маэстро Хансен грезил занять место за барабанами и даже копил деньги на настоящий инструмент! В конце концов, родителям порядком надоел грохот, доносившийся из "детской" будущей мировой знаменитости, и они купили сыну акустическую гитару. Но неугомонный Кай затолкал в инструмент усилитель с микрофоном и начал подбирать 'Smoke On The Water' Deep Purple.

Хансену исполнилось 12, когда ему наконец-то удалось уломать родителей на покупку настоящей электрогитары (это был белый Ibanez Les Paul). Через два года он создал свою первую группу Kathreen-Wheel. А в 1978 году, сменив Ibanez на Fender Stratocaster (для этого ему пришлось поработать разносчиком газет), вместе с другом по имени Piet Silk Хансен организовал новый проект - Gentry. В '80-ом к ним присоединились барабанщик Ingo Schwichtenberg и басист Markus Grosskopf. Группа давала концерты в родном Гамбурге, и помимо номеров из репертуара Uriah Heep, Sex Pistols и Slade исполняла аж две песни собственного сочинения. Команду переименовывали то в Iron Fist, то в Second Hell... И, наверное, не было бы никакого Helloween, а в лучшем случае, появилось бы что-то типа Iron Savior (группы Пита Силка, созданной им при поддержке Хансена в '97 г.), только лет на 15 раньше, но тут вмешались обстоятельства. Несмотря на то, что в начале '80-х карьера рок-музыканта в Западной Европе стала занятием вполне респектабельным, по окончании колледжа Силк уехал в США учиться на звукоинженера. Группа прекратила свое существование. Кай, также закончивший к тому времени колледж, слонялся по родному городу, пока в одном из клубов не повстречал не менее амбициозного и увлеченного молодого гитариста Михаэля Вайката. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Кая и мировой metal-сцены в целом. Начала свой отсчет история Helloween.



Ride The Sky



Поиграв с Powerfool, группой Михаэля, оба музыканта надолго там не задержались, и Кай разыскал своих старых знакомых - Инго и Маркуса. Таким образом, спустя полгода после развала Second Hell, группа Хансена возродилась в новом составе, а вскоре - и приобрела другое имя. Поменяв в слове Halloween букву "а" на "е", и изобразив "о" в виде символа "Кануна дня всех святых" - тыквы - музыканты придумали фирменное лого Helloween, которое принципиально не меняется вот уже почти два десятилетия. А их новый знакомый Лимб Шнур (который работал тогда с Running Wild, "сидевшими" на независимом лэйбле Noise), помог им получить первый контракт. Правда, поначалу в Noise к дебютантам отнеслись довольно скептически, но, тем не менее, все-таки включили две песни Helloween в свой сборник "Death Metal (1984). После положительной реакции в прессе, звукозаписывающая компания сменила гнев на милость: в 1985 г. вышел в свет EP под названием "Helloween". Первый диск группы поражает удивительно высоким качеством исполнения, и уже тогда чувствовался сформировавшийся фирменный стиль классического Helloween.

Главной особенностью Helloween "классического периода" стал союз двух разноплановых творческих личностей, который, в конце концов, и стал миной замедленного действия, подорвавшей Helloween. Это был союз двух гитаристов, двух основных авторов песен и двух рулевых группы - Кая Хансена и Михаэля Вайката. В начале своей карьеры Хансен тяготел к хард-роковым композициям, но, услышав однажды Judas Priest, навсегда отдал предпочтение быстрым, энергичным и жестким песням. А вот стиль Вайкета сложился под влиянием роковых и блюзовых музыкантов. Кроме того, первые два релиза группы - "Helloween" (1985) и "Walls Of Jericho" (1986) - отмечены своеобразным вокалом Хансена, по поводу достоинств (или недостатков) которого слушатели и музыкальные критики до сих пор спорят до хрипоты.

Успех двух следующих альбомов - "Keeper Of The Seven Keys" (Part I и Part II) - был просто ошеломляющим. Хансен: "На мой взгляд, мы оказались в нужное время в нужном месте, плюс - немного удачи. Нам удалось создать то, чего никто не делал раньше - настоящий heavy, исполненный мощи и агрессии, который при этом можно было легко напевать. И однажды наступил момент, когда мы осознали, что на самом деле - мы намного популярнее, чем думаем".



I Want Out!



Увы, но эта история завершилась, едва успев начаться. Во всяком случае, для Хансена. В конце '88-го как гром среди ясного неба прозвучала новость - Кай уходит! Поступок, с одной стороны, парадоксальный. Оставить группу в пору ее наивысшего подъема... Хотя, ничего удивительного в этом нет. Хансена ужасно выматывали гастроли, которые, чем успешнее становилась группа, протекали все интенсивнее. Кай никогда особо не любил жизнь "на колесах", не мог сочинять в дороге песен. Это теперь с Gamma Ray, Хансену удалось организовать концертную деятельность по своему вкусу: "Конечно, вы можете догастролироваться до того, чтобы упасть замертво и загреметь в больницу, но все ведь должно быть совсем не так! Есть три периода в жизни группы: турне, запись альбома и отдых, и их разумное чередование помогает сохранить интерес к творчеству и новизну ощущений"... Но тогда до подобной гармонии было далеко.

К тому же, набирал обороты конфликт с лэйблом. Группа посчитала, что переросла возможности Noise, и в то время как коллеги Кая рвались из-под их опеки, Хансен не видел причины чего-либо менять. Кстати он и поныне работает именно с Noise, которые недавно вошли в концерн Sanctuary.

Не добавляло стабильности группе и наличие сразу трех менеджеров - Лимба Шнура, Гарри Смита и Рода Смоллвуда, которые, по словам Хансена, "указывали нам, как тратить нами же заработанные деньги"...

Но, наверное, все эти проблемы можно было бы преодолеть. Главный червь грыз Helloween изнутри: отношения между коллегами накалились до предела, в последние месяцы пребывания Хансена в Helloween музыканты почти не общались друг с другом.

Неудивительно, ведь со временем противоречия между лидерами группы - Хансеном и Вайкатом - только обострялись. Поначалу это было настоящее, вполне здоровое соревнование, которое шло группе только на пользу. Однако Михаэль оказался необычайно ревнивым, видя в Хансене не партнера, а конкурента. При том, что на самом деле влияние Кая, отца-основателя группы, постепенно становилось все меньше и меньше.

Начиная с "Keeper... Pt. I" (1987), из записей Helloween исчез вокал Кая: "У меня не было ни идей, ни техники - ничего, кроме того, что шло изнутри меня, а это были, по большей части, вопли и выкрики. К тому же, структура песен становилась все более сложной, и пение мешало сосредоточиться на гитарных партиях"... И в конце 1986 года в группе появилась еще одна творческая единица - вокалист Michael Kiske, что отнюдь не добавило группе стабильности. Он пришел со своими идеями, а представления поклонника Элвиса Пресли о музыке несколько расходились с лозунгом "Heavy Metal Is The Law" (название одной из песен с альбома "Walls Of Jericho"). Что, собственно, подтверждают и сольные работы Киске, которые имеют очень мало общего с металлом, хотя они и по-своему хороши. В любом случае, благодаря его сильному, но более мелодичному вокалу стал мягче и общий саунд группы. И в этом новом направлении Хансену оставалось все меньше места: "В группе не было взаимопонимания по поводу того, куда двигаться дальше", - вспоминает Кай. - "Мне хотелось продолжать в том же духе, а Михи и Вайки хотели внедрять новые элементы, приблизить звучание группы к... Beatles. А я боялся, что Helloween может потерять свое лицо".

Символично, что одной из двух композиций Хансена, которые вошли на "Keeper...Pt.II" (1988), стал номер с красноречивым названием "I Want Out". Out - так out. Пока Кай около года метался, не зная, что предпринять, за дверями уже стоял присмотренный Вайкатом Роланд Грапов, который и стал в итоге новым гитаристом группы.

Со времени ухода Хансена Helloween выпустили несколько альбомов (о записи очередного из них вы могли прочитать в интервью Вайки в предыдущем номере ALIVE), растеряли часть старых и приобрели новых поклонников. Некоторые считают, что уход Кая "убил дух Helloween", а другие почти и не имеют представления о "хансеновском" Helloween. Но это уже совсем другая история...



We Are Heading For Tomorrow



Сказать, что уход из группы стал для Хансена ударом, значит не сказать ничего. Этот шаг в никуда был сделан от абсолютной безысходности, хотя был и еще один вариант - увести Helloween за собой, но Хансен предпочел начать все с чистого листа. Нет, Кай не собирался бросать музыку. Он мечтал собрать в студии единомышленников и выпустить альбом под собственным именем, благо это имя было достаточно громким, чтобы представлять интерес для звукозаписывающих фирм. В итоге родилась группа - Gamma Ray, в которой есть только одна постоянная величина - сам Кай Хансен. Памятуя о проблемах в Helloween, он решает кадровые проблемы хирургическим путем, с видимой легкостью расставаясь с членами своего коллектива.

Тогда на призыв Хансена откликнулись его старинный приятель - вокалист распавшейся к тому времени группы Tyran' Pace Ральф Шиперс (который в свое время чуть было не стал голосом Helloween), барабанщик Mathias Burchardt и басист Uwe Wessel. Но главную "находку" Кай совершил на трехнедельных курсах "популярной музыки", куда отправился перед записью альбома - видимо, для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся было уверенность в себе. Там он познакомился с бас-гитаристом Дирком Шлехтером. И хотя эта вакансия в Gamma Ray уже была занята, Дирк принял участие в записи песен 'Money' и 'Silence'. А вскоре, усовершенствовавшись в игре на гитаре, прикрыл позицию второго гитариста, а заодно - и клавишника группы. С годами Шлехтер превратился в единственного (помимо самого Кая) бессменного члена Gamma Ray, вернулся к бас-гитаре, стал соавтором, со-продюсером, да и просто верным другом Хансена.

Первый альбом Gamma Ray "Heading For Tomorrow" (1990) записывался почти полгода и получился экспериментальным и эклектичным. Многие идеи были почерпнуты в архивах Helloween и Tyran' Pace. Альбом попал в чарты Германии и Японии, и Хансен с легкостью изменил своему мнению о гастролях. О том, насколько он вошел во вкус концертной деятельности свидетельствует видео "Heading For The East" (1990), отснятое в Японии.

Gamma Ray были признаны открытием 1990 года и превратились во вполне успешный проект, в то время как бывшие коллеги Хансена метались по судам между двумя лейблами (Noise и EMI) и выпускали провальные альбомы. Кстати, Gamma Ray с тех самых пор постоянно сравнивают с Helloween. Кай, конечно, злится, и на все упреки в похожести на "старый" Helloween отвечает: "Конечно, ведь и то, и другое - моих рук дело!"



Future Madhouse



Стоит отметить, что ни в Helloween, ни в Gamma Ray Хансен никогда не увлекался банальной лирикой, характерной для большинства металлических команд. Не строил хрустальных замков, не убивал драконов и не изображал мутировавших потомков Дельфийского оракула. Хансен всегда стоял обеими ногами на земле, даже когда мысленно уносился в космос - в будущее или в воображаемые миры. Построение собственной судьбы, взаимоотношения с окружающим миром, надежда - темы, с завидным постоянством всплывающие в его творчестве. А главный магический символ Хансена-лирика - свобода. Во времена 'Ride The Sky' (1985) Кай начинал с юношеского максимализма и пел о том, что человек свободен, ему вполне по силам "изменить свою судьбу", предначертанную свыше. Снять розовые очки пришлось в ходе развода с Helloween, поэтому "Heading For Tomorrow" получился более сдержанным - это уже оптимизм взрослого, повидавшего виды человека. "Бог благословил своих детей, их символ - свобода" - звучит в заглавной композиции альбома. Но это накладывает на нас великую ответственность, обрекает на необходимость самостоятельного выбора жизненного пути. Мы делаем это в расчете на будущее, но даже не знаем, где находимся сейчас... А сейчас мы должны крепко обеими ногами стоять на земле, иначе "это самое завтра у нас попросту отнимут" ('Hold Your Ground'). Но в целом альбом воспринимается под девизом "Live Life Easy" - лозунгом первого трэка 'Lust For Life'.

Намного с большим удивлением вслушиваешься во вторую работу Gamma Ray - "Sigh No More" (1991), частично отравленную цинизмом и безнадежностью. Альбом записывался, когда Кай остро переживал начало совершенно абсурдной, с его точки зрения, войны в Персидском заливе. К тому же, группу стали раздирать конфликты (с Весселом и заменившим Матиаса Бурхарда Ули Кушем). И свобода на "Sigh No More" становится экзистенциальной. Это - такая свобода, которую мы находим в мире навязанной нам необходимости. Ты не можешь ничего изменить вокруг себя, и тебе не на кого опереться, даже на Бога. Ты заброшен в жизнь, рождаешься, живешь и умираешь наедине с миром - внешним и внутренним, а желаемое единство с миром и собственным сознанием остается лишь мечтой ('One With The World'). Но даже если ты ни над чем не властен, не способен остановить войну ('We Won't Stop The War'), ты свободен, по крайней мере, вздохнуть... и больше ничего ('Changes'). А на самом деле абсолютная свобода существует только в смерти. И символом "Sigh No More" становится приплясывающий на обложке скелет в костюме и цилиндре...

Тем не менее, жизнь налаживалась - альбом получил отличные отзывы в прессе. В 1993 году в Гамбурге завершилось строительство собственной студии Кая, которая была названа простенько, но со вкусом - "Hansen Studios". Бывшее бомбоубежище стало не только местом постоянной дислокации Gamma Ray, но и "гнездом" молодых групп, которым Кай оказывает поддержку. Увидеть, как выглядит студия Хансена и снаружи, и изнутри можно в видео "Lust For Live"(1993).

Первым релизом, вышедшим из стен Hansen Studios стал альбом "Insanity & Genius" (1993), записанный уже в новом составе: позицию бас-гитариста занял Jan Rubach, а барабанщика - Thomas Nack.

На "Insanity & Genius" тема конфликта личности с окружающим миром получила свое дальнейшее развитие. Альбом пронизан ощущением абсурдности существования ('Our Future Is A Madhouse') и двойственности бытия ('Insanity & Genius'). Однако кризис уже почти преодолен, о чем свидетельствует одна из самых знаковых вещей группы - 'Heal Me'. Герой песни находит опору не в обществе или вере, а в самом себе: "you can be strong if you know who you are". Символично, что в этой композиции после долгого перерыва (не считая вспомогательных партий и концертного исполнения 'Ride The Sky') зазвучал голос Кая. Поначалу планировалось, что эту песню будет, как обычно, исполнять Шиперс, но так как Ральф появлялся в студии эпизодически (к тому времени он осел в Штутгарте - в 700 км от Гамбурга), на демо-версиях и репетициях пел сам Кай. Однако, запись этого номера у Шиперса откровенно "не пошла", и было решено сохранить вокальные партии, записанные Хансеном.

Герой песни умоляет "излечить его", однако впереди уже маячит огонек надежды: на горизонте видны очертания земли свободы, которую Хансен ищет всю жизнь, и которую в итоге ему пришлось создавать самому...



On A Way To Our Land Of The Free



На мой взгляд, альбом "Land Of The Free" (1995) - ни что иное, как переживание гибели Инго Швихтенберга, с которым Кай продолжал общаться и после ухода из Helloween. Трагическую весть Хансену принесли прямо в студию. В то время как Helloween ограничились довольно формальным посвящением альбома Time Of The Oath (1996) бывшему коллеге, Кай на "Land Of The Free", похоже, попытался заглянуть туда, куда добровольно ушел его старый друг.

Земля свободы - это мир, куда попадает душа, когда тело умирает или засыпает. В какой-то степени, "Land Of The Free" - продолжение линии "Sigh No More": ты становишься свободным, лишь когда умираешь. Этот потусторонний мир отражает проблемы бытия в реальном мире. Тема альбома - поиск свободы, которой на самом деле не существует из-за социальных, психологических и физических обстоятельств. И для завоевания хотя бы частичной свободы необходимо восстание ('Rebellion In Dreamland')... Герой "Land Of The Free" - обычный человек, который направляется в путь, на поиск счастья и свободы, несмотря на предупреждения опытных людей, что оттуда еще никто не вернулся назад ('Farewell'). Он знает, что цели "добьется лишь один-единственный, и, быть может, это буду именно я!", и принимает вызов ('Man On A Mission').

После бесшабашности "Heading For Tomorrow", отчаяния "Sigh No More" и двойственности "Insanity & Genius", мироощущение "Land Of The Free" проникнуто уверенностью в себе, которая исходит от самого Кая. Об этом свидетельствует также и то, что он, как и в юности, отныне вновь занял место перед микрофоном. Принято считать, что Ральф Шиперс, вокалист группы, покинул Gamma Ray из-за того, что остальным порядком надоело лицезреть его в студии только по большим праздникам, да и, дескать, Ральф мечтал о месте за микрофонной в Judas Priest. Но, похоже, глубинная причина увольнения Шиперса - в другом. Было бы нелепо предполагать, что Хансен запел от безысходности - из-за того, что не смог подобрать адекватную замену Шиперсу. Просто ему всегда очень хотелось петь самому! Кстати, Хансен и не скрывает того, что это именно он, вроде как бы в шутку, подбил Шиперса подать заявку на место за микрофонной стойкой в Judas Priest. После ухода Шиперса из Gamma Ray поклонники команды мечтали увидеть на месте Ральфа изгнанного к тому времени из Helloween Михаэля Киске, который на альбоме "Land Of The Free" исполнил ведущую вокальную партию на 'Time To Break Free' и подпевал на заглавной композиции - 'Land Of The Free'. Однако Хансен заявил, что "Михаэль Киске никогда не будет петь в Gamma Ray", считая его голос излишне коммерческим.

Решение Хансена взять вокальные партии на себя оказалось действительно удачным, хотя его манера пения, мягко говоря, довольно своеобразна. Но с каждым альбомом Хансен-вокалист берет все новые и новые высоты, а на концертах успевает управляться и с гитарой, и с микрофоном, и с публикой. Тогда как Ральф в роли фронтмэна Gamma Ray чувствовал себя явно неуютно. Да и при всех достоинствах вокала Шиперса, он "пел великолепно, но это не шло от сердца". В свою очередь Хансен, от природы обладая далеко не выдающимися вокальными данными, может взволновать слушателя до глубины души.

Итак, в '95-ом году Хансен наконец-то пришел к компромиссу по поводу личной свободы, и с проблем отдельно взятого человека переключился на глобальные задачи. Если раньше он предельно самоуглублялся в бесконечность внутренних миров, то с этого момента улетел в нескончаемое пространство внешних - во Вселенную.



No World Order!



Тематику пластинки "Somewhere Out In Space" (1997) Каю подсказало детское увлечение сериалом "Star Trek" и научной фантастикой. Откуда произошло человечество? Быть может, первые люди пришли из космоса? Но за размышлениями о других галактиках, марсианах и звездных войнах стоит все тот же экзистенциальный человек... Только теперь он стал гораздо сильнее, он знает, кем он является, и может использовать свои силы, чтобы творить добро. На следующем альбоме - "Powerplant" (1999) тема космоса отходит на второй план - это уже не размышления о бесконечности Вселенной, а беспокойство о будущем человечества.

Решать мировые и космические проблемы Кай отправился уже в другой и, кстати, на удивление стабильной компании. Шлехтер, которому хотелось вернуться к бас-гитаре не меньше, нежели Каю - к пению, сменил Рубаха на посту бас-гитрариста. За Яном ушел и Томас Нак. Так в группе появились гитарист и клавишник Henjo Richter и барабанщик Daniel Zimmermann. Они работают в Gamma Ray до сих пор, и как нельзя лучше подходят под новую музыкальную идеологию Хансена. Вернее, хорошо забытую старую: с 1997 года "духовный лидер" начал ретроспективный путь, постепенно приближаясь к эстетике "Walls Of Jericho" и кумирам своей юности - Judas Priest. Быть может, не столь ювелирная, как у Шлехтера-гитариста и Нака-барабанщика, зато исполненная мощи и драйва игра новых музыкантов идеально влилась в новое направление творчества Gamma Ray.

Последний на данный момент студийный альбом Gamma Ray "No World Order" (2001) вызвал неоднозначную реакцию. Не обошлось без обвинений: мол, Хансен выдохся, движется назад, перестал экспериментировать, и вообще, это очень похоже на Judas Priest! Действительно, в работе используется немало тяжелых риффов а-ля '80-е, а некоторые фрагменты вызывают прямые ассоциации с классиками жанра в лице Пристов, чего Хансен, кстати, и не отрицает. Более того, на "No World Order" он поет в типично "хэлфордовской" манере. А отсутствие инноваций - вполне осознанное решение: "мы не хотим отказываться от нашего собственного стиля и разочаровывать фэнов необдуманными экспериментами".

Стилистика "No World Order" идет вразрез с "мейнстримом" speed-power-melodic heavy metal. Ныне в моде - концептуальные альбомы с замысловатыми, оторванными от жизни сюжетами, которые скорее призваны скрыть отсутствие смысла в текстах, нежели его наличие, и довольно вторичную музыку, в которой, кстати, в изобилии представлены старые "находки" самого Кая. Иное дело - Gamma Ray. Аллюзии Хансена как типичный прием постмодерна, связывают воедино различные слои культуры. В музыке Gamma Ray можно услышать не только классические мотивы Priest, но и, к примеру, "квиновские" переходы (в 'Silence'), фрагмент 'Hotel California' (в 'All Of The Damned'), а уж соло из григовской "В пещере горного короля" в творчестве Хансена давно стало общим местом. Переплетения стилей, исполнителей и времен, встраиваясь в собственные идеи группы, создают неповторимый колорит музыки Gamma Ray.

"No World Order" - пока последняя написанная Каем и Gamma Ray глава, очередная ступенька эволюции его героя, в котором частенько угадывается он сам. Этот персонаж преодолел долгий путь от восторженного юноши до зрелого мужчины, который осознает двойственность этого мира, наличие в нем добра и зла, и, тем не менее, находит в себе силы двигаться вперед. И, в конце концов, становится настолько силен, что его не страшит даже мировой заговор "иллюминатов" с целью установления нового мирового порядка (альбом "No World Order").

Сегодня Хансен пребывает в равновесии и гармонии. Пришли к стабильности даже отношения с бывшими коллегами - в том числе и с Вайкетом. Но кто знает, что будет завтра? Быть может, героя Gamma Ray ждут очередные потрясения?..

Но теперь он знает, что главную опору в этом изменчивом и негостеприимном мире человеку нужно искать не где-то, а внутри себя, "занимаясь тем, чем ты хочешь" и обязательно "от чистого сердца". Сам Хансен черпает силы в себе и в родных ему людях - семье и верных друзьях. И в любимом деле - музыке, которую творит, не оглядываясь на то, как на нее отреагирует досужий обыватель или газетный сплетник. Он уже давно заслужил право быть самим собой и заплатил за это немалую цену. Хансен активно чертит свой "проект всей жизни", каждый раз доказывая, на что способен и что являет собой человек вообще, как нечто, принадлежащее не только к сфере природы, но и духа. "Ты можешь быть сильным, если знаешь, кто ты есть", ты можешь бросить вызов обстоятельствам, вырываясь на свободу ("the one who will succeed, I wonder is it me?"). И именно в такие моменты живешь полной жизнью. Наверное, это и есть главный секрет Кая Хансена, которым он щедро делится с другими. И если у него есть своя философия, то это - философия самой жизни.

<<  >>


Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Kai Hansen: One With The World

ALIVE ARCHIVE

Hanna Richter

ONE WITH THE WORLD

25 августа вышел концертный альбом Gamma Ray "Skeletons In The Closet" - своеобразный "трибьют" фронтмэна Gamma Ray Кая Хансена самому себе, ведь альбом был записан в ходе одноименного тура, во время которого исполнялся материал, написанный музыкантом с 1985 по 2001 гг. К примеру - свежая 'Heart Of The Unicorn' (2001), сравнительно старенькая 'All Of The Damned' (1995) или... хэлловиновская 'Victim Of Fate' (1985). Кстати, в этом году Каю исполнилось ни много, ни мало сорок лет - самое время, чтобы вспомнить основные вехи творческого пути человека, который во многом определил лицо speed power metal - направления, которое пережило почти два десятилетия и пользуется огромной популярностью и теперь, в новом тысячелетии.

"Для человека существование всегда подразумевает борьбу с окружающими трудностями; иными словами, в каждый момент своей жизни человек вынужден создавать себя самого... Существование дано человеку как абстрактная возможность. Но реальность ее человеку приходится завоевывать самому"...

Hose Ortega-I-Gasset, испанский философ

"Я не нуждаюсь в опоре на небеса только ради того, чтобы придать своей жизни смысл. Сама жизнь дарит мне смысл, само бытие в этом мире и то, чем я занимаюсь, следуя зову своего сердца..."

Kai Hansen

Он не родился "в рубашке", природа не наградила его ни образцовыми физическими данными, ни сильным голосом. Тем не менее, вот уже более 20 лет Kai Hansen выходит на сцену, поет и играет на гитаре, в то время как многие его более одаренные коллеги сошли с дистанции. В чем же секрет его неуемной жажды жизни, творчества и неукротимой энергии? Трудно представить себе, что этот человек не всегда счастлив, не всегда в согласии с самим собой и окружающим миром. Чтобы прийти к этой видимой невооруженным глазом гармонии, ему пришлось преодолеть долгий путь, порой едва удерживаясь от того, чтобы бросить все, связанное с самой важной в своей жизни вещью - музыкой...

Конец '80-х... Тогда казалось, что у ног шустрого рыжего гитариста Helloween лежит весь мир. Вышли самые известные альбомы в истории группы - обе части "Keeper Of The Seven Keys". Затеянный около 10 лет назад проект начал приносить дивиденды - и материальные, и моральные. Хотя, наверное, Кай Хансен, основатель Helloween (группы, которая стала символом своего поколения), однажды взяв в руки гитару, менее всего думал именно об успехе. Музыка всегда была для него не объектом или средством, а глубокой внутренней потребностью, "чем-то, идущим от самого сердца"...



It's Helloween



Правда, поначалу от Хансена "исходил" лишь невообразимый шум. Когда Каю надоело предаваться любимому занятию, то есть носиться по комнате и трясти головой под Slade, Sweet, Uriah Heep, Deep Purple и прочую "самую тяжелую" музыку "славных '70-х", он соорудил из подручных средств ударную установку. Да-да, поначалу маэстро Хансен грезил занять место за барабанами и даже копил деньги на настоящий инструмент! В конце концов, родителям порядком надоел грохот, доносившийся из "детской" будущей мировой знаменитости, и они купили сыну акустическую гитару. Но неугомонный Кай затолкал в инструмент усилитель с микрофоном и начал подбирать 'Smoke On The Water' Deep Purple.

Хансену исполнилось 12, когда ему наконец-то удалось уломать родителей на покупку настоящей электрогитары (это был белый Ibanez Les Paul). Через два года он создал свою первую группу Kathreen-Wheel. А в 1978 году, сменив Ibanez на Fender Stratocaster (для этого ему пришлось поработать разносчиком газет), вместе с другом по имени Piet Silk Хансен организовал новый проект - Gentry. В '80-ом к ним присоединились барабанщик Ingo Schwichtenberg и басист Markus Grosskopf. Группа давала концерты в родном Гамбурге, и помимо номеров из репертуара Uriah Heep, Sex Pistols и Slade исполняла аж две песни собственного сочинения. Команду переименовывали то в Iron Fist, то в Second Hell... И, наверное, не было бы никакого Helloween, а в лучшем случае, появилось бы что-то типа Iron Savior (группы Пита Силка, созданной им при поддержке Хансена в '97 г.), только лет на 15 раньше, но тут вмешались обстоятельства. Несмотря на то, что в начале '80-х карьера рок-музыканта в Западной Европе стала занятием вполне респектабельным, по окончании колледжа Силк уехал в США учиться на звукоинженера. Группа прекратила свое существование. Кай, также закончивший к тому времени колледж, слонялся по родному городу, пока в одном из клубов не повстречал не менее амбициозного и увлеченного молодого гитариста Михаэля Вайката. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Кая и мировой metal-сцены в целом. Начала свой отсчет история Helloween.



Ride The Sky



Поиграв с Powerfool, группой Михаэля, оба музыканта надолго там не задержались, и Кай разыскал своих старых знакомых - Инго и Маркуса. Таким образом, спустя полгода после развала Second Hell, группа Хансена возродилась в новом составе, а вскоре - и приобрела другое имя. Поменяв в слове Halloween букву "а" на "е", и изобразив "о" в виде символа "Кануна дня всех святых" - тыквы - музыканты придумали фирменное лого Helloween, которое принципиально не меняется вот уже почти два десятилетия. А их новый знакомый Лимб Шнур (который работал тогда с Running Wild, "сидевшими" на независимом лэйбле Noise), помог им получить первый контракт. Правда, поначалу в Noise к дебютантам отнеслись довольно скептически, но, тем не менее, все-таки включили две песни Helloween в свой сборник "Death Metal (1984). После положительной реакции в прессе, звукозаписывающая компания сменила гнев на милость: в 1985 г. вышел в свет EP под названием "Helloween". Первый диск группы поражает удивительно высоким качеством исполнения, и уже тогда чувствовался сформировавшийся фирменный стиль классического Helloween.

Главной особенностью Helloween "классического периода" стал союз двух разноплановых творческих личностей, который, в конце концов, и стал миной замедленного действия, подорвавшей Helloween. Это был союз двух гитаристов, двух основных авторов песен и двух рулевых группы - Кая Хансена и Михаэля Вайката. В начале своей карьеры Хансен тяготел к хард-роковым композициям, но, услышав однажды Judas Priest, навсегда отдал предпочтение быстрым, энергичным и жестким песням. А вот стиль Вайкета сложился под влиянием роковых и блюзовых музыкантов. Кроме того, первые два релиза группы - "Helloween" (1985) и "Walls Of Jericho" (1986) - отмечены своеобразным вокалом Хансена, по поводу достоинств (или недостатков) которого слушатели и музыкальные критики до сих пор спорят до хрипоты.

Успех двух следующих альбомов - "Keeper Of The Seven Keys" (Part I и Part II) - был просто ошеломляющим. Хансен: "На мой взгляд, мы оказались в нужное время в нужном месте, плюс - немного удачи. Нам удалось создать то, чего никто не делал раньше - настоящий heavy, исполненный мощи и агрессии, который при этом можно было легко напевать. И однажды наступил момент, когда мы осознали, что на самом деле - мы намного популярнее, чем думаем".



I Want Out!



Увы, но эта история завершилась, едва успев начаться. Во всяком случае, для Хансена. В конце '88-го как гром среди ясного неба прозвучала новость - Кай уходит! Поступок, с одной стороны, парадоксальный. Оставить группу в пору ее наивысшего подъема... Хотя, ничего удивительного в этом нет. Хансена ужасно выматывали гастроли, которые, чем успешнее становилась группа, протекали все интенсивнее. Кай никогда особо не любил жизнь "на колесах", не мог сочинять в дороге песен. Это теперь с Gamma Ray, Хансену удалось организовать концертную деятельность по своему вкусу: "Конечно, вы можете догастролироваться до того, чтобы упасть замертво и загреметь в больницу, но все ведь должно быть совсем не так! Есть три периода в жизни группы: турне, запись альбома и отдых, и их разумное чередование помогает сохранить интерес к творчеству и новизну ощущений"... Но тогда до подобной гармонии было далеко.

К тому же, набирал обороты конфликт с лэйблом. Группа посчитала, что переросла возможности Noise, и в то время как коллеги Кая рвались из-под их опеки, Хансен не видел причины чего-либо менять. Кстати он и поныне работает именно с Noise, которые недавно вошли в концерн Sanctuary.

Не добавляло стабильности группе и наличие сразу трех менеджеров - Лимба Шнура, Гарри Смита и Рода Смоллвуда, которые, по словам Хансена, "указывали нам, как тратить нами же заработанные деньги"...

Но, наверное, все эти проблемы можно было бы преодолеть. Главный червь грыз Helloween изнутри: отношения между коллегами накалились до предела, в последние месяцы пребывания Хансена в Helloween музыканты почти не общались друг с другом.

Неудивительно, ведь со временем противоречия между лидерами группы - Хансеном и Вайкатом - только обострялись. Поначалу это было настоящее, вполне здоровое соревнование, которое шло группе только на пользу. Однако Михаэль оказался необычайно ревнивым, видя в Хансене не партнера, а конкурента. При том, что на самом деле влияние Кая, отца-основателя группы, постепенно становилось все меньше и меньше.

Начиная с "Keeper... Pt. I" (1987), из записей Helloween исчез вокал Кая: "У меня не было ни идей, ни техники - ничего, кроме того, что шло изнутри меня, а это были, по большей части, вопли и выкрики. К тому же, структура песен становилась все более сложной, и пение мешало сосредоточиться на гитарных партиях"... И в конце 1986 года в группе появилась еще одна творческая единица - вокалист Michael Kiske, что отнюдь не добавило группе стабильности. Он пришел со своими идеями, а представления поклонника Элвиса Пресли о музыке несколько расходились с лозунгом "Heavy Metal Is The Law" (название одной из песен с альбома "Walls Of Jericho"). Что, собственно, подтверждают и сольные работы Киске, которые имеют очень мало общего с металлом, хотя они и по-своему хороши. В любом случае, благодаря его сильному, но более мелодичному вокалу стал мягче и общий саунд группы. И в этом новом направлении Хансену оставалось все меньше места: "В группе не было взаимопонимания по поводу того, куда двигаться дальше", - вспоминает Кай. - "Мне хотелось продолжать в том же духе, а Михи и Вайки хотели внедрять новые элементы, приблизить звучание группы к... Beatles. А я боялся, что Helloween может потерять свое лицо".

Символично, что одной из двух композиций Хансена, которые вошли на "Keeper...Pt.II" (1988), стал номер с красноречивым названием "I Want Out". Out - так out. Пока Кай около года метался, не зная, что предпринять, за дверями уже стоял присмотренный Вайкатом Роланд Грапов, который и стал в итоге новым гитаристом группы.

Со времени ухода Хансена Helloween выпустили несколько альбомов (о записи очередного из них вы могли прочитать в интервью Вайки в предыдущем номере ALIVE), растеряли часть старых и приобрели новых поклонников. Некоторые считают, что уход Кая "убил дух Helloween", а другие почти и не имеют представления о "хансеновском" Helloween. Но это уже совсем другая история...



We Are Heading For Tomorrow



Сказать, что уход из группы стал для Хансена ударом, значит не сказать ничего. Этот шаг в никуда был сделан от абсолютной безысходности, хотя был и еще один вариант - увести Helloween за собой, но Хансен предпочел начать все с чистого листа. Нет, Кай не собирался бросать музыку. Он мечтал собрать в студии единомышленников и выпустить альбом под собственным именем, благо это имя было достаточно громким, чтобы представлять интерес для звукозаписывающих фирм. В итоге родилась группа - Gamma Ray, в которой есть только одна постоянная величина - сам Кай Хансен. Памятуя о проблемах в Helloween, он решает кадровые проблемы хирургическим путем, с видимой легкостью расставаясь с членами своего коллектива.

Тогда на призыв Хансена откликнулись его старинный приятель - вокалист распавшейся к тому времени группы Tyran' Pace Ральф Шиперс (который в свое время чуть было не стал голосом Helloween), барабанщик Mathias Burchardt и басист Uwe Wessel. Но главную "находку" Кай совершил на трехнедельных курсах "популярной музыки", куда отправился перед записью альбома - видимо, для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся было уверенность в себе. Там он познакомился с бас-гитаристом Дирком Шлехтером. И хотя эта вакансия в Gamma Ray уже была занята, Дирк принял участие в записи песен 'Money' и 'Silence'. А вскоре, усовершенствовавшись в игре на гитаре, прикрыл позицию второго гитариста, а заодно - и клавишника группы. С годами Шлехтер превратился в единственного (помимо самого Кая) бессменного члена Gamma Ray, вернулся к бас-гитаре, стал соавтором, со-продюсером, да и просто верным другом Хансена.

Первый альбом Gamma Ray "Heading For Tomorrow" (1990) записывался почти полгода и получился экспериментальным и эклектичным. Многие идеи были почерпнуты в архивах Helloween и Tyran' Pace. Альбом попал в чарты Германии и Японии, и Хансен с легкостью изменил своему мнению о гастролях. О том, насколько он вошел во вкус концертной деятельности свидетельствует видео "Heading For The East" (1990), отснятое в Японии.

Gamma Ray были признаны открытием 1990 года и превратились во вполне успешный проект, в то время как бывшие коллеги Хансена метались по судам между двумя лейблами (Noise и EMI) и выпускали провальные альбомы. Кстати, Gamma Ray с тех самых пор постоянно сравнивают с Helloween. Кай, конечно, злится, и на все упреки в похожести на "старый" Helloween отвечает: "Конечно, ведь и то, и другое - моих рук дело!"



Future Madhouse



Стоит отметить, что ни в Helloween, ни в Gamma Ray Хансен никогда не увлекался банальной лирикой, характерной для большинства металлических команд. Не строил хрустальных замков, не убивал драконов и не изображал мутировавших потомков Дельфийского оракула. Хансен всегда стоял обеими ногами на земле, даже когда мысленно уносился в космос - в будущее или в воображаемые миры. Построение собственной судьбы, взаимоотношения с окружающим миром, надежда - темы, с завидным постоянством всплывающие в его творчестве. А главный магический символ Хансена-лирика - свобода. Во времена 'Ride The Sky' (1985) Кай начинал с юношеского максимализма и пел о том, что человек свободен, ему вполне по силам "изменить свою судьбу", предначертанную свыше. Снять розовые очки пришлось в ходе развода с Helloween, поэтому "Heading For Tomorrow" получился более сдержанным - это уже оптимизм взрослого, повидавшего виды человека. "Бог благословил своих детей, их символ - свобода" - звучит в заглавной композиции альбома. Но это накладывает на нас великую ответственность, обрекает на необходимость самостоятельного выбора жизненного пути. Мы делаем это в расчете на будущее, но даже не знаем, где находимся сейчас... А сейчас мы должны крепко обеими ногами стоять на земле, иначе "это самое завтра у нас попросту отнимут" ('Hold Your Ground'). Но в целом альбом воспринимается под девизом "Live Life Easy" - лозунгом первого трэка 'Lust For Life'.

Намного с большим удивлением вслушиваешься во вторую работу Gamma Ray - "Sigh No More" (1991), частично отравленную цинизмом и безнадежностью. Альбом записывался, когда Кай остро переживал начало совершенно абсурдной, с его точки зрения, войны в Персидском заливе. К тому же, группу стали раздирать конфликты (с Весселом и заменившим Матиаса Бурхарда Ули Кушем). И свобода на "Sigh No More" становится экзистенциальной. Это - такая свобода, которую мы находим в мире навязанной нам необходимости. Ты не можешь ничего изменить вокруг себя, и тебе не на кого опереться, даже на Бога. Ты заброшен в жизнь, рождаешься, живешь и умираешь наедине с миром - внешним и внутренним, а желаемое единство с миром и собственным сознанием остается лишь мечтой ('One With The World'). Но даже если ты ни над чем не властен, не способен остановить войну ('We Won't Stop The War'), ты свободен, по крайней мере, вздохнуть... и больше ничего ('Changes'). А на самом деле абсолютная свобода существует только в смерти. И символом "Sigh No More" становится приплясывающий на обложке скелет в костюме и цилиндре...

Тем не менее, жизнь налаживалась - альбом получил отличные отзывы в прессе. В 1993 году в Гамбурге завершилось строительство собственной студии Кая, которая была названа простенько, но со вкусом - "Hansen Studios". Бывшее бомбоубежище стало не только местом постоянной дислокации Gamma Ray, но и "гнездом" молодых групп, которым Кай оказывает поддержку. Увидеть, как выглядит студия Хансена и снаружи, и изнутри можно в видео "Lust For Live"(1993).

Первым релизом, вышедшим из стен Hansen Studios стал альбом "Insanity & Genius" (1993), записанный уже в новом составе: позицию бас-гитариста занял Jan Rubach, а барабанщика - Thomas Nack.

На "Insanity & Genius" тема конфликта личности с окружающим миром получила свое дальнейшее развитие. Альбом пронизан ощущением абсурдности существования ('Our Future Is A Madhouse') и двойственности бытия ('Insanity & Genius'). Однако кризис уже почти преодолен, о чем свидетельствует одна из самых знаковых вещей группы - 'Heal Me'. Герой песни находит опору не в обществе или вере, а в самом себе: "you can be strong if you know who you are". Символично, что в этой композиции после долгого перерыва (не считая вспомогательных партий и концертного исполнения 'Ride The Sky') зазвучал голос Кая. Поначалу планировалось, что эту песню будет, как обычно, исполнять Шиперс, но так как Ральф появлялся в студии эпизодически (к тому времени он осел в Штутгарте - в 700 км от Гамбурга), на демо-версиях и репетициях пел сам Кай. Однако, запись этого номера у Шиперса откровенно "не пошла", и было решено сохранить вокальные партии, записанные Хансеном.

Герой песни умоляет "излечить его", однако впереди уже маячит огонек надежды: на горизонте видны очертания земли свободы, которую Хансен ищет всю жизнь, и которую в итоге ему пришлось создавать самому...



On A Way To Our Land Of The Free



На мой взгляд, альбом "Land Of The Free" (1995) - ни что иное, как переживание гибели Инго Швихтенберга, с которым Кай продолжал общаться и после ухода из Helloween. Трагическую весть Хансену принесли прямо в студию. В то время как Helloween ограничились довольно формальным посвящением альбома Time Of The Oath (1996) бывшему коллеге, Кай на "Land Of The Free", похоже, попытался заглянуть туда, куда добровольно ушел его старый друг.

Земля свободы - это мир, куда попадает душа, когда тело умирает или засыпает. В какой-то степени, "Land Of The Free" - продолжение линии "Sigh No More": ты становишься свободным, лишь когда умираешь. Этот потусторонний мир отражает проблемы бытия в реальном мире. Тема альбома - поиск свободы, которой на самом деле не существует из-за социальных, психологических и физических обстоятельств. И для завоевания хотя бы частичной свободы необходимо восстание ('Rebellion In Dreamland')... Герой "Land Of The Free" - обычный человек, который направляется в путь, на поиск счастья и свободы, несмотря на предупреждения опытных людей, что оттуда еще никто не вернулся назад ('Farewell'). Он знает, что цели "добьется лишь один-единственный, и, быть может, это буду именно я!", и принимает вызов ('Man On A Mission').

После бесшабашности "Heading For Tomorrow", отчаяния "Sigh No More" и двойственности "Insanity & Genius", мироощущение "Land Of The Free" проникнуто уверенностью в себе, которая исходит от самого Кая. Об этом свидетельствует также и то, что он, как и в юности, отныне вновь занял место перед микрофоном. Принято считать, что Ральф Шиперс, вокалист группы, покинул Gamma Ray из-за того, что остальным порядком надоело лицезреть его в студии только по большим праздникам, да и, дескать, Ральф мечтал о месте за микрофонной в Judas Priest. Но, похоже, глубинная причина увольнения Шиперса - в другом. Было бы нелепо предполагать, что Хансен запел от безысходности - из-за того, что не смог подобрать адекватную замену Шиперсу. Просто ему всегда очень хотелось петь самому! Кстати, Хансен и не скрывает того, что это именно он, вроде как бы в шутку, подбил Шиперса подать заявку на место за микрофонной стойкой в Judas Priest. После ухода Шиперса из Gamma Ray поклонники команды мечтали увидеть на месте Ральфа изгнанного к тому времени из Helloween Михаэля Киске, который на альбоме "Land Of The Free" исполнил ведущую вокальную партию на 'Time To Break Free' и подпевал на заглавной композиции - 'Land Of The Free'. Однако Хансен заявил, что "Михаэль Киске никогда не будет петь в Gamma Ray", считая его голос излишне коммерческим.

Решение Хансена взять вокальные партии на себя оказалось действительно удачным, хотя его манера пения, мягко говоря, довольно своеобразна. Но с каждым альбомом Хансен-вокалист берет все новые и новые высоты, а на концертах успевает управляться и с гитарой, и с микрофоном, и с публикой. Тогда как Ральф в роли фронтмэна Gamma Ray чувствовал себя явно неуютно. Да и при всех достоинствах вокала Шиперса, он "пел великолепно, но это не шло от сердца". В свою очередь Хансен, от природы обладая далеко не выдающимися вокальными данными, может взволновать слушателя до глубины души.

Итак, в '95-ом году Хансен наконец-то пришел к компромиссу по поводу личной свободы, и с проблем отдельно взятого человека переключился на глобальные задачи. Если раньше он предельно самоуглублялся в бесконечность внутренних миров, то с этого момента улетел в нескончаемое пространство внешних - во Вселенную.



No World Order!



Тематику пластинки "Somewhere Out In Space" (1997) Каю подсказало детское увлечение сериалом "Star Trek" и научной фантастикой. Откуда произошло человечество? Быть может, первые люди пришли из космоса? Но за размышлениями о других галактиках, марсианах и звездных войнах стоит все тот же экзистенциальный человек... Только теперь он стал гораздо сильнее, он знает, кем он является, и может использовать свои силы, чтобы творить добро. На следующем альбоме - "Powerplant" (1999) тема космоса отходит на второй план - это уже не размышления о бесконечности Вселенной, а беспокойство о будущем человечества.

Решать мировые и космические проблемы Кай отправился уже в другой и, кстати, на удивление стабильной компании. Шлехтер, которому хотелось вернуться к бас-гитаре не меньше, нежели Каю - к пению, сменил Рубаха на посту бас-гитрариста. За Яном ушел и Томас Нак. Так в группе появились гитарист и клавишник Henjo Richter и барабанщик Daniel Zimmermann. Они работают в Gamma Ray до сих пор, и как нельзя лучше подходят под новую музыкальную идеологию Хансена. Вернее, хорошо забытую старую: с 1997 года "духовный лидер" начал ретроспективный путь, постепенно приближаясь к эстетике "Walls Of Jericho" и кумирам своей юности - Judas Priest. Быть может, не столь ювелирная, как у Шлехтера-гитариста и Нака-барабанщика, зато исполненная мощи и драйва игра новых музыкантов идеально влилась в новое направление творчества Gamma Ray.

Последний на данный момент студийный альбом Gamma Ray "No World Order" (2001) вызвал неоднозначную реакцию. Не обошлось без обвинений: мол, Хансен выдохся, движется назад, перестал экспериментировать, и вообще, это очень похоже на Judas Priest! Действительно, в работе используется немало тяжелых риффов а-ля '80-е, а некоторые фрагменты вызывают прямые ассоциации с классиками жанра в лице Пристов, чего Хансен, кстати, и не отрицает. Более того, на "No World Order" он поет в типично "хэлфордовской" манере. А отсутствие инноваций - вполне осознанное решение: "мы не хотим отказываться от нашего собственного стиля и разочаровывать фэнов необдуманными экспериментами".

Стилистика "No World Order" идет вразрез с "мейнстримом" speed-power-melodic heavy metal. Ныне в моде - концептуальные альбомы с замысловатыми, оторванными от жизни сюжетами, которые скорее призваны скрыть отсутствие смысла в текстах, нежели его наличие, и довольно вторичную музыку, в которой, кстати, в изобилии представлены старые "находки" самого Кая. Иное дело - Gamma Ray. Аллюзии Хансена как типичный прием постмодерна, связывают воедино различные слои культуры. В музыке Gamma Ray можно услышать не только классические мотивы Priest, но и, к примеру, "квиновские" переходы (в 'Silence'), фрагмент 'Hotel California' (в 'All Of The Damned'), а уж соло из григовской "В пещере горного короля" в творчестве Хансена давно стало общим местом. Переплетения стилей, исполнителей и времен, встраиваясь в собственные идеи группы, создают неповторимый колорит музыки Gamma Ray.

"No World Order" - пока последняя написанная Каем и Gamma Ray глава, очередная ступенька эволюции его героя, в котором частенько угадывается он сам. Этот персонаж преодолел долгий путь от восторженного юноши до зрелого мужчины, который осознает двойственность этого мира, наличие в нем добра и зла, и, тем не менее, находит в себе силы двигаться вперед. И, в конце концов, становится настолько силен, что его не страшит даже мировой заговор "иллюминатов" с целью установления нового мирового порядка (альбом "No World Order").

Сегодня Хансен пребывает в равновесии и гармонии. Пришли к стабильности даже отношения с бывшими коллегами - в том числе и с Вайкетом. Но кто знает, что будет завтра? Быть может, героя Gamma Ray ждут очередные потрясения?..

Но теперь он знает, что главную опору в этом изменчивом и негостеприимном мире человеку нужно искать не где-то, а внутри себя, "занимаясь тем, чем ты хочешь" и обязательно "от чистого сердца". Сам Хансен черпает силы в себе и в родных ему людях - семье и верных друзьях. И в любимом деле - музыке, которую творит, не оглядываясь на то, как на нее отреагирует досужий обыватель или газетный сплетник. Он уже давно заслужил право быть самим собой и заплатил за это немалую цену. Хансен активно чертит свой "проект всей жизни", каждый раз доказывая, на что способен и что являет собой человек вообще, как нечто, принадлежащее не только к сфере природы, но и духа. "Ты можешь быть сильным, если знаешь, кто ты есть", ты можешь бросить вызов обстоятельствам, вырываясь на свободу ("the one who will succeed, I wonder is it me?"). И именно в такие моменты живешь полной жизнью. Наверное, это и есть главный секрет Кая Хансена, которым он щедро делится с другими. И если у него есть своя философия, то это - философия самой жизни.

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ



ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

Всё о мире тяжёлой музыки, металле, альтернативе и Ню-метале. Добро пожаловать на территорию для настоящих хардкорных мужчин, которые знают толк в железных рифах. Последние новости отечественной и зарубежной рок-сцены, обзоры новых музыкальных альбомов, дебюты и возрождения, распады и воссоединения самых заметных и талантливых групп этого и прошлого столетия! Металлика уже не торт? Дэйв Гролл – лучший барабанщик планеты? Что думает Оззи Осборн о Джастине Бибере? Это ТОТАЛМЕТАЛ! Это – мы! Добро пожаловать!

... A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-Я

Created by TMN Team, MCMXCXIX-MMVIII