TMN

Total Metal Net

Louder than before!
Rambler's Top100
Анонсы
Новости
Рецензии
Статьи
Группы
Викторина
Проект
TMN предлагает
К посетителям
ALIVE
Архив
Контакты

На правах рекламы:
Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Premiata Forneria Marconi: АРТ-РОКОВАЯ БУЛОЧНАЯ

ALIVE ARCHIVE

Impaler, Александр Гитлин, Александр Вольперт

АРТ-РОКОВАЯ БУЛОЧНАЯ

Перед большинством меломанов, увлекающихся “интеллектуальными” жанрами, только сейчас начинает приоткрываться невообразимо богатый и сочный пласт музыки, называемый итальянским арт-роком. И мы еще не раз возвратимся к этому “творческому наследию” в следующих выпусках ALIVE. Большинство тех групп пели не по-английски, и в период тотального увлечения музыкой с берегов Альбиона, остались вне фокуса как массовой рок-прессы, так и тогдашних меломанов. Что вовсе не отрицает признание и даже статус легенд у себя на родине.
Одной из таких без преувеличения “культовых групп” стала Premiata Forneria Marconi - быть может, наиболее яркие представители арт-рока 70-х в Италии, и одни из немногих, кому посчастливилось прославиться за рубежом и даже завоевать там высокие места в хит-парадах… Во многом этому способствовало участие в их судьбе экс-Кримзоновца, поэта, музыканта и продюсера Питера Синфилда… но не будем забегать вперед! PFM сравнивали и с Genesis, и с King Crimson, но нельзя не отметить, при всех их стилистических метаниях, наличие у группы своего лица и своего неповторимого стиля. Первые альбомы и вообще стоит причислить к “золотому фонду” мирового арт-рока.

История будущих PFM начинается с 60-х годов, периода музыки "бит". Пино Фавороло и Тео Теоколи (вокал и гитара) сколотили состав под названием I Quelli (“Те” - т.е. “The Who” по-итальянски!), к ним вскоре присоединились Франц Ди Чиоккио (ударные), Джорджио Пьяцца (бас), Флавио Премоли (клавишные) и Франко Муссида (гитары). I Quelli завоевали немалый успех в Италии главным образом за счёт кавер-версий иностранных хитов и в качестве сессионной бэкинг-группы для таких певцов, как Лючио Баттисти и Фабрицио Де Андре. Иногда ту же работу им приходилось выполнять и живьем, находясь за кулисами, в то время как в лучах славы и прожекторов грелся кто-то еще.

Но едва ли молодые и талантливые музыканты I Quelli видели смысл жизни в выступлениях за ширмой. “Это был плавильный котел творческих идей”, рассказывает о тех временах ударник группы ДиЧиоккио, “и мы чувствовали, что нам предстоит нечто большее, чем быть просто аккомпанирующим составом у кого-то еще. Наша музыка - искренность молодости, выраженная посредством музыкальных инструментов.”

Финальным шагом к формированию группы стало присоединение скрипача и флейтиста Мауро Пагани из I Dalton. ДиЧиоккио вспоминает: “На одном из вечеров в клубе “Paradiso” близ Brescia мой приятель рассказал мне о музыканте, который играет на флейте и на скрипке так, что это больше похоже на рок, чем на классику. Найти его оказалось не очень сложно, а телефонный разговор прошел примерно так - Мауро сказал: У меня длинные волосы, белая майка и пара изношенных джинсов. И я ответил: “А у меня, в свою очередь, борода и волосы до плеч, типа как Jesus Christ”. Сейчас это смешно звучит, но тогда длинные волосы символизировали принадлежность к музыкальному андерграунду. Так что тем летом 69-го, чтобы узнать друг друга, нам понадобилось не более пяти секунд”.

Состав теперь выглядел так - Ди Чиоккио, Муссида, Премоли, Пагани и Пьяцца. Шел 1970-й год, прог-роковые группы из Англии тогда уже пожинали первые плоды своей славы и известности.

“Мы продолжали играть на танцплощадках, но все большим становилось наше общее желание сменить репертуар и жанр музыки, равно как и интегрировать Мауро в состав. Музыка постепенно менялась, танцевать под наши песни становилось все труднее и труднее, ведь соло-партии росли не по дням, а по часам. Наши новые модели для подражания были найдены в Chicago, King Crimson, Jethro Tull, Ekseption и Flock, группы, чья структура песен давала больший простор для аранжировок, импровизаций и демонстрации виртуозности. <…> К тому же мы освободились от нашего старого контракта.” (Ди Чиоккио).

Переход от развлекательной музыки к арт-року повлек за собой и смену имени. После долгих раздумий была выбрана Premiata Forneria Marconi. “Премированная Булочная Маркони” (примерно как Ордена Ленина Кондитерская Фабрика Большевичка, только с чуть более старомодным звучанием) - магазинчик в городке под названием Chlari (в их родной провинции Brescia), где музыканты часто выступали. Аргументов в пользу выбора такого, мягко говоря, необычного имени было несколько. Во-первых, чем сложнее что-то запомнить, тем труднее его забыть. Во-вторых, владелец булочной, будучи фэном хорошей музыки, немало помог им материально! В-третьих, длинные названия - вообще характерная особенность итальянских прог-групп.

Дебют PFM состоялся в миланском театре Lyric, группа открывала перед Yes (приехавших туда на свои первые итальянские гастроли). Во время этого выступления они исполнили некоторые вещи из репертуара Кинг Кримзон и других известных английских арт-роковых команд того времени. Свой первый шанс показать, насколько хорошо они владеют своими инструментами и насколько прекрасно они подготовлены к концертным выступлениям, музыканты не потратили впустую. С группой немедленно заключила контракт передовая итальянская компания звукозаписи Numero Uno (“Номер Первый”) - эта же фирма выпустила их первый альбом “Storia Di Un Minuto” в 71-м. Этот диск был записан в студии вживую!

Еще до его выхода группа сыграла в качестве "разогрева" еще и у таких известных английских музыкантов, как Procol Harum, Black Widow и Deep Purple. Вот как вспоминает ДиЧиоккио выступление перед Deep Purple.

“Концерт был событием сезона, ведь Deep Purple являлись самой известной рок-командой на тот момент. Немного рискованная идея, но нам хватило нервов и храбрости, чтобы ее принять. Первый концерт проходил в Болонье, и никто не знал, что это за пять отчаянных парней будут открывать перед Перпл! Все ждали Яна Гиллана и команду, а организатор не осмелился представить нас, посчитав наше название череcчур длинным и абсурдным. В полной темноте мы начали сет с "21st Century Schizoid Man". Арена стадиона, море голов, встретила нас тихим изумлением и беспокойством. Через несколько минут все переменилось - внимание слушателей было обращено на нас, все были заворожены выступлением. Тогда мы решились и ворвались на свет, на сцену. Дальше все шло как по маслу и концерт закончился аплодисментами. Все думали: “А кто же эти англичане?” “Это Premiata Forneria Marconi”, сказал конфераньсе, у которого, как и у нас, после выступления камень упал с души, “они - итальянцы, и о них вы еще услышите”. Удар там-тама, завершивший концерт, аплодисменты толпы… Эхо прекрасного вечера еще долго звучало в наших ушах.”

В 1972 году вышел в свет второй альбом группы под названием “Per Un Amico”, на котором можно было проследить прогресс группы как в композиционном плане, так и в аранжировках. (Многими он и поныне считается одной из лучших работ в арт-роке!). Италию музыканты уже завоевали - первое место в чартах, которое с ходу заняла “Storia…”, тому лучшее подтверждение! Чтобы разделаться с оставшимся миром, пришлось прибегнуть к маленькой “идеологической бомбе” - каковой стала скромная на вид аудиокассета с материалом “Storia Di Un Minuto”. Во время выступления в Болонье грандов арт-рока - Emerson, Lake and Palmer - запись была вручена их вокалисту и басисту Грегу Лэйку. Музыка произвела на Грега такое впечатление, что он уже через несколько дней, только вернувшись в Лондон, перезвонил менеджеру Франку Мамоне и сказал, что приедет на концерт в Рим! На концерте игрался материал Per Un Amico, а вконец покоренный Лейк даже вышел “на бис” вместе с группой. Дело было в шляпе.

Теперь мы немного отступим в сторону, чтобы поведать вам об одной немаловажной персоне в рок-музыке. Персона эта - Питер Синфилд, и знаком он вам, скорее всего, по своему участию в первых альбомах Кинг Кримзон. Странные и “завернутые” тексты Питера внесли свою лепту в успех музыки группы, хотя далеко не всем они были по вкусу. Кроме “лирики”, он заведал на концертах светом и звуком. Две творческие натуры, он и Роберт Фрипп, не могли, наверно, продержаться в группе долго, и один из них уходит, чтобы заняться практический той же работой уже в ELP. И неудивительно, что от Грега Лэйка о “находке из Италии” стало известно и Синфилду.

"Я напишу им тексты и займусь продьюсингом”, решил Питер, “так как я хочу продолжать в том же духе, что и в первом составе Кинг Кримзон. Их музыка прогрессивна, имеет явный средиземноморский оттенок, и это мне по душе”.

Группа встретила такой поворот судьбы с восторгом. “Нам так нравилась музыка King Crimson и Питера Синфида”, делился радостью Мауро Пагани в интервью Rolling Stone, “а через какой-то год он согласился помочь нам. Можете себе представить!”

Подписанная на Manticore Records (лэйбл ELP), PFM засела в студию, чтобы выдать свой первый англоязычный альбом “Photos of Ghosts”. Он попадает прямиком в американский хит-парад Billboard! Группа присутствует на страницах популярных музыкальных журналов и, в общем, переживает творческий и коммерческий пик. Выступления следуют один за другим, в том числе на престижных околоджазовых фестивалях в Монтре и Цюрихе; запомнился также концерт в Ридинге в 1973, где группу активно вызывали на бис, но администрация, ко всеобщему возмущению, отрубила электричество, лишь бы этого не допустить. К тому же PFM стала, по версии Melody Maker и NME, второй и третьей в списке лучших новых групп года (после Supertramp и Eagles). На обложке самого популярного англоязычного сингла “Celebration” была изображена обнаженная девица, и в Испании диск был выпущен только после того, как ей пририсовали бикини.

Фактически “Photos of Ghosts” был новым альбомом только по текстам. Музыкально это лишь слегка переработанный и дополненный (под ведомом Синфилда) “Per Un Amico”. Также Питер решил сократить название группы до аббревиатуры PFM, мотивируя тем, что все равно англичане безбожно коверкали полную версию имени при каждом удобном случае. Была и обратная сторона медали - постоянные вопросы, а что же все-таки означает “PFM”?

Нежданной проблемой стало и слабое знакомство музыкантов с английским. Вернее сказать, его полное отсутствие. И если Пагани и Премоли кое-как разучили язык, то все остальные не могли обойтись без переводчика, и для того, чтобы спеть слова в студии, группе понадобились две недели. Так что, если вам как слушателю интересен вокал лишь как музыкальный инструмент, то лучше поищите италоязычный “Per Un Amico”, а не “Photos of Ghosts”.

Тем временем Синфилду приходили в голову самые разные идеи об “усовершенствовании” состава путем приглашения сильного англоязычного вокалиста/басиста. Обдумывалась даже кандидатура Джона Уэттона. Но весной 73-го другая встреча изменила путь группы - на музыкальном фестивале "Altro Mondo" в Римини, где собрался цвет итальянской артовой сцены на тот момент, музыканты PFM приметили басиста, который играл в составе коллектива Area. (Уникальную и исключительно авангардную музыку Area невозможно описать одной фразой, так что продолжим о героях повести сегодняшней…) Музыкант этот был Жан Патрик Дживас, и после задушевной беседы за тарелкой спагетти он, прельщенный перспективой играть в группе международного уровня, согласился присоединиться к PFM, сменив Джорджио Пьяццу, перешедшего в Crystals. (Впоследствии Пьяцца и вовсе ушел из музыки, избрав карьеру агента по продажам детской одежды).

Следующий альбом, “L'Isola Di Niente”, вышел в свет в 1974-м. Английский его вариант, “The World Became The World”, закрепил успех группы за рубежом, в частности, в США, где они выступали в одной концертной программе с Poco, Santana, Beach Boys и другими известными артистами. Это турне, включившее в себя несчитанное множество выступлений на поп-фестивалях, было запечатлено на магнитных лентах и отражено в концертном альбоме “Live in the USA” (в Италии диск был назван "Cook").

А закончилось сотрудничество с Синфилдом неожиданно, причиной тому были “идеологические разногласия”, ставшие для группы больным местом - и очень жаль. Коммунисты, мафия, Ватикан, радикализм и постоянные смены правительств - можете себе представить, что творилось в умах тамошней “прогрессивно мыслящей молодежи”!

И если Премоли воспринимал различные “эксцессы” типа случая с обложкой Celebration с юмором, то Пагани относился к политике серьезно и при каждом удобном случае не уставал критиковать правительство, обличал коррупцию, международную ситуацию, звукозаписывающую индустрию. Он неоднократно бывал в “коммуне” на острове Сардиния…

Но слово самому Питеру Синфилду:

"Они попросили меня написать тексты к "Chocolate Kings". Как люди, воодушевленные своим успехом, они стали требовать от меня, чтобы в текстах было больше политики и протеста против агрессии США во Вьетнаме. Я склонялся к левым взглядам, <…> но я все же отказался. И потому, что мне нужно было завершить другую работу, и потому, что меня не прельщала мысль об очередных бесконечных студийных сессиях для записи вокала, но главное - я не понял юмора, почему это европейская группа, которую хорошо приняли в США, должна так вот плевать на свою аудиторию.”

Альбом вышел в 1975-м уже с Бернардо Ланцетти (из Acqua Fragile) на вокале, и завоевал плохую славу в Штатах - главным образом из-за участия группы в римском фестивале в поддержку ООП. (Организация Освобождения Палестины, тогда - террористическая арабская группировка.) Однако музыкальный материал заслуживает куда более лестных слов (см. рецензии). После турне в Японии Мауро Пагани покидает группу из идеологических соображений.

Очередной диск "Jet Lag" (77) был более ориентирован в сторону джаз-рока, нежели любой из его предшественников, в частности, благодаря участию скрипача Грегори Блок (из состава Марка Алмонда и It’s A Beautiful Day).

Ещё через год выходит в свет “Passpartu” (1978), на котором тексты песен были написаны поп-композитором Джианфранко Манфреди. Альбом подвёл ожидания многих и остался почти незамеченным среди любителей арт-рока. Затем Ланцетти уходит, чтобы сосредоточиться на соло-карьере, в то время как новым скрипачом становится Луччио Фабри.

В 1979 году группа (с добавлением Роберто Коломбо на клавишных) отправляется ещё в одно турне вместе с Фабрицио Де Андре (одним из самых известных поп-певцов того времени) - музыка группы дополняла атмосферу выступления Де Андре и вполне уживалась с его поэзией, что было запечатлено на концертном альбоме "De Andre e PFM in Concerto" (насчитывающем 10 песен) и "De Andre e PFM in Concerto vol.2" (второй части, выпущенной благодаря успеху первой).

Что же - на этом, наверно, стоит завершить рассказ о PFM как об арт-роковой группе и кратко пробежаться по тому, что было с ними дальше. Группа не распалась, а продолжала выдавать альбомы то в стиле поп, то нью-вэйв, заставляя своих “артовых” фэнов все шире разевать рот сначала от недоумения, а затем - от скуки. Премоли покинул группу и продолжил свою деятельность в бизнесе в качестве продюсера и автора музыки для реклам, Ди Чиоккио все больше погружался в написание и аранжировку музыки и покинул барабанную стойку. После “Miss Baker” (87) группа приняла коллективное решение не выступать вживую и сконцентрироваться только на студийном творчестве и индивидуальных соло-карьерах, таким образом избегая официального "распада".

Однако по прошествии более 10 лет с момента выпуска их последнего альбома PFM воссоединяются в своём почти первоначальном составе: Ди Чиоккио, Дживас, Муссида и Премоли, представив слушателям 4-дисковую антологию концертных выступлений “PFM 10 anni live - 1971-1981”, а читателям - книгу Франца Ди Чиоккио об истории группы “PFM - Due volte nella vita”.

“Идея о реюнионе витала в воздухе”, отвечает на вопрос причинах решения выступать вновь живьем Муссида. “Франц, которого мы зовем хранителем духа Рембрандта, пытался это сделать много лет назад, но у меня тогда было дел невпроворот - мои альбомы, школа и многое другое. А в прошлые два года я нашел такую возможность, я завершил все, что хотел завершить, и вновь вошел в группу. Так и состоялся “реюнион”.”

В составе мы не видим Мауро Пагани - вот как Муссида это прокомментировал. “Мауро дал нам очень много в плане текстов, энергетики, но с точки зрения и композиции ему всегда было тесно в рамках группы, и, по правде говоря, Флавио и я постоянно его ограничивали. В какой-то момент он сказал, что хочет выразить себя как-то иначе, и он продолжает это делать и сейчас. Мы с ним до сих пор - большие друзья. Никаких проблем! Мы идем по своей дороге, как артисты, он - по своей”. Не планируется и работа с Ланцетти или каким-либо еще “выделенным” вокалистом.

Новый концептуальный опус “Ulysse” вышел 24 aпреля 1997 г. и, несмотря на ожидания, не стал возвратом к старому прог-стилю. Тем не менее группа продемонстрировала свой класс как музыкантов и композиторов, а по итогам итальянского турне 1997-98 гг. был выпущен очередной (не знаю уж, какой по счету) концерт "WWW.PFMPFM.IT (il Best)".

Завершить же рассказ мне хотелось бы словами Питера Синфилда, которые он оставил в “гостевой книге” вебсайта PFM.



“Как-то раз мне стало немного жалко за наш мир и тогда я почувствовал тепло на душе от того, как люди до сих пор радуются той “работе” (за неимением лучшего слова), что я сделал так давно и так далеко. PFM для меня до сих пор - одни из самых лучших, достойных, талантливых, одним словом - истинных музыкантов, с которыми мне приходилось сидеть в студии и делить радости и разочарования. Вам может показаться забавным, но я только неделю назад купил, да, правда, купил две копии “World Became a World”, диска, который я не слышал, кажется, целую вечность. Там, мне видится, заключены их лучшие моменты... Но от меня этого следовало ожидать‚ не так ли? Надеюсь, что эта маленькая запись в гостевой книге сможет отменить слово "бывший", которое на мгновение заставило меня почувствовать себя и вовсе непричастным...”



В написании статьи использовалась информация c сайта http://www.soldigit.net/gaudela/pfm/ и других страниц группы.

МИНИ-РЕЦЕНЗИИ:

Storia Di Un Minuto (Одноминутная история) - 1972

Самый первый и один из лучших альбомов группы, её визитная карточка. Это именно тот PFM, который до сих пор помнят все любители арт-рока 70х...

На смену типичного для них атмосферного интро приходит меланхоличная баллада в сопровождении меллотронов и акустической гитары... лидирующее место здесь занимает всё же синтезатор "из коллекции Эмерсона". Этот диск - один из самых ярких и прогрессивных во всём репертуаре группы, и здесь как нигде слышны все оттенки и тонкости полифонии, идеи слияния рок-группы и струнных инструментов, к которой прибегали и многие известные англичане того периода. Все это позволило критикам и фэнам PFM классифицировать их как одну из самых выдающихся групп симфонического арт-рока. 10 из 10.



Per Un Amico (Для друга) - 1972 (Photos Of Ghosts - 1973)

Их второй по счёту альбом, записанный и выпущенный в 1972 году, является одной из троицы пластинок PFM, признанной непривзойдённой классикой группы (два другие - “Storia Di Un Minuto” и “L'Isola Di Niente”). Начинается он с небольшого интро в стиле барокко, переходящего в Кримзоновский прог-опус с мелотронами и поистине “фрипповской” гитарой - то тихо всхлипывающей, то истерично кричащей, то энергично доказывающей что-всем остальным инструментам, в том числе и скрипке, которая огрызается, дерзко отвечает, но в конце концов подхватывает её речь и согласно подпевает... Потом всё замолкает, наступает секундная тишина, прерываемая внезапно армейским барабаном и флейтой - идёт парад... марш... смирно! Внезапно появляется откуда ни возьмись церковный орган... Его снова перебивает истеричная, неистовая гитара, и.т.д. И вот такой хаос и неразбериха задаёт настроение для этого, в целом, уму непостижимого по своей глубине и утончённости альбома. То слышно что-то взятое от Кримзона, что-то от E.L.P., но в основном этот диск неповторим по стилю, это - PFM - и никто другой. 10 из 10.

(Четыре главных отличия “Photos…” от "Per Un Amico" это иной порядок песен и незначительное их перемикширование (чуть более выраженный меллотрон на первом), изменение лирики на англоязычную, другое оформление конверта, а так же добавление римейка почти полностью инструментальной E Festa с дебютника под названием Celebration - Quizzus). (“Photos…” - 9 из 10)



L'Isola di Niente (Остров "Нигде") - 1974

Сильная, мощная, очень неодносложная, прогрессивная вещь, пожалуй, несколько в стиле Кинг Кримсона, хотя и со своим, типично PFM-овским, итальянским "привкусом". Оркестровые аранжировки, меллотроны и переменчивые ритмы создают уникальную атмосферу. Одна из 5 композиций (“Is My Face On Straight”) исполнена по-английски. Альбом местами задумчивый, местами просто начинён взрывчаткой. 10 из 10.

Опять таки, существует англоязычная версия этого альбома The World Became The World, которая, кроме изменения лирики, отличается от "L'Isola di Niente" обложкой и, опять, добавлением римейка песни со "Storia Di Un Minuto" Impressioni Di Settembre под названием The World Became The World.



Chocolate Kings - 1976

Сильный, жёсткий и несколько беспощадный альбом группы, который является и официально признан одним из лучших в их истории. Наверное, последний альбом, на котором был использован настоящий рок-орган, прекрасно гармонирующий с флейтой; они и бас-гитара создают прекрасную прог-атмосферу, схожую по стилю с музыкой таких групп, как Le Orme и Van Der Graaf Generator. Тексты полны сарказма и горечи, они обличают, они смеются, они издеваются над наготой "короля". Необычные ритмы, аналоговые синтезаторы, эл.пианино и перкуссия вновь выявляют влияние джаза и других арт-команд того времени. Это не из тех альбомов, что прослушал один раз и выбросил в корзину, его нужно испытать. (Существует две версии диска, итальянская и американская, которые отличаются только обложками. - Quizzus)

10 из 10.



Jet Lag - 1977

Несколько странный, но достаточно арт-роковый альбом, на котором больше половины песен исполнены по-английски; вокалист (он же поет и на предыдущем диске) несколько напоминает Роджера Чапмана из Family (такой же "блеющий", но сильный вокал). Меллотроны и синтезаторы, аранжировки и необычные (но типичные для арт-рока того времени) ритмы наводят на мысли о Le Orme. Влияние джаза/фьюжн и группы Genesis тоже налицо. Электрическое пианино и джазовая гитара выделяются в очень хорошую сторону, в особенности на соло. (Диск несколько похож на Mahavishnu Orchestra. Опять же, американская и итальянская версии - с разными обложками. - Quizzus) 7 из 10.



Passpartu - 1978

Прекрасный прог-поп альбом, по стилю напоминающий I Pooh тех лет. (Я бы сказал, что это больше всего похоже "Canto di Primavera" Banco Del Mutuo Soccorso. - Quizzus) Композиции очень мелодичны и своеобразны, оркестровка и продукция выше всяких похвал. Единственное, что может не понравиться приверженцам старого прог-стиля группы, это ярко выраженное отступление от их былых корней в сторону популярной в то время коммерческой поп-музыки. Все 8 песен, исполненные по-итальянски, слушаются на одном дыхании и несут в себе целый букет самых разнообразных источников вдохновения, в том числе и средиземноморские напевы... (Короче говоря - это диск фолк-поп-фьюжн. Ланцетти иногда напоминает Демиса Руссоса! - Quizzus) 8 из 10



Suonare Suonare (1980)

Meлодичный и приятный поп-рок с очень немногочисленными прогрессивными оттенками, но в то же время и весьма неслабыми, даже заводными композициями! Присутствуют и задумчивые баллады в стиле Риккардо Фольи, но в основном это больше похоже на творчество New Trolls того же периода, а также европейцев типа Lake (в некоротом роде prog-lite). Даже несколько напоминает Челентано начала 80-х! Скрипка вписывается сюда просто на ура! 7 из 10.



Come Ti Va In Riva Alla Citta (1981)

Этот альбом - весьма жёсткий по стилю; содержит в себе неплохие композиции, но продакшн и некоторые песни напоминают Police. Гибрид англо-американской "новой волны" конца 70-х - начала 80-х, и прогрессивного итальянского поп-рока. 3 из 10.



Performance - концертник 1982 года.

Звучит весьма бледно, хотя и более компетентно, нежели их предыдущий концертный альбом “Live in the USA” (1974), на котором лидер-певец просто пел так, как будто бы боялся английского языка (на англоязычных композициях, во всяком случае). Используется в основном материал последних лет (поп с оттенками новой волны) - поэтому присутствуют и даже где-то доминируют новомодные в то время синтезаторы; гитара и бас звучат тоже очень "волново", что может смутить любителей их прог-периода. Несколько смахивает на Golden Earring того времени (конкретно - на их концертник 1984 года “Something Heavy Going Down”). 5 из 10.



Miss Baker (1987)

Несколько односложный, но развлекательный альбом с перебором синтезаторов в саунде и типичной для 80-х фанковостью танцевательной музыки - рекомендую только заядлым фэнам. По стилю несколько похоже на… Level 42. 2 из 10.

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ






Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]
Powered by ALIVE

ALIVE ARCHIVE

Impaler, Александр Гитлин, Александр Вольперт

АРТ-РОКОВАЯ БУЛОЧНАЯ

Перед большинством меломанов, увлекающихся “интеллектуальными” жанрами, только сейчас начинает приоткрываться невообразимо богатый и сочный пласт музыки, называемый итальянским арт-роком. И мы еще не раз возвратимся к этому “творческому наследию” в следующих выпусках ALIVE. Большинство тех групп пели не по-английски, и в период тотального увлечения музыкой с берегов Альбиона, остались вне фокуса как массовой рок-прессы, так и тогдашних меломанов. Что вовсе не отрицает признание и даже статус легенд у себя на родине.
Одной из таких без преувеличения “культовых групп” стала Premiata Forneria Marconi - быть может, наиболее яркие представители арт-рока 70-х в Италии, и одни из немногих, кому посчастливилось прославиться за рубежом и даже завоевать там высокие места в хит-парадах… Во многом этому способствовало участие в их судьбе экс-Кримзоновца, поэта, музыканта и продюсера Питера Синфилда… но не будем забегать вперед! PFM сравнивали и с Genesis, и с King Crimson, но нельзя не отметить, при всех их стилистических метаниях, наличие у группы своего лица и своего неповторимого стиля. Первые альбомы и вообще стоит причислить к “золотому фонду” мирового арт-рока.

История будущих PFM начинается с 60-х годов, периода музыки "бит". Пино Фавороло и Тео Теоколи (вокал и гитара) сколотили состав под названием I Quelli (“Те” - т.е. “The Who” по-итальянски!), к ним вскоре присоединились Франц Ди Чиоккио (ударные), Джорджио Пьяцца (бас), Флавио Премоли (клавишные) и Франко Муссида (гитары). I Quelli завоевали немалый успех в Италии главным образом за счёт кавер-версий иностранных хитов и в качестве сессионной бэкинг-группы для таких певцов, как Лючио Баттисти и Фабрицио Де Андре. Иногда ту же работу им приходилось выполнять и живьем, находясь за кулисами, в то время как в лучах славы и прожекторов грелся кто-то еще.

Но едва ли молодые и талантливые музыканты I Quelli видели смысл жизни в выступлениях за ширмой. “Это был плавильный котел творческих идей”, рассказывает о тех временах ударник группы ДиЧиоккио, “и мы чувствовали, что нам предстоит нечто большее, чем быть просто аккомпанирующим составом у кого-то еще. Наша музыка - искренность молодости, выраженная посредством музыкальных инструментов.”

Финальным шагом к формированию группы стало присоединение скрипача и флейтиста Мауро Пагани из I Dalton. ДиЧиоккио вспоминает: “На одном из вечеров в клубе “Paradiso” близ Brescia мой приятель рассказал мне о музыканте, который играет на флейте и на скрипке так, что это больше похоже на рок, чем на классику. Найти его оказалось не очень сложно, а телефонный разговор прошел примерно так - Мауро сказал: У меня длинные волосы, белая майка и пара изношенных джинсов. И я ответил: “А у меня, в свою очередь, борода и волосы до плеч, типа как Jesus Christ”. Сейчас это смешно звучит, но тогда длинные волосы символизировали принадлежность к музыкальному андерграунду. Так что тем летом 69-го, чтобы узнать друг друга, нам понадобилось не более пяти секунд”.

Состав теперь выглядел так - Ди Чиоккио, Муссида, Премоли, Пагани и Пьяцца. Шел 1970-й год, прог-роковые группы из Англии тогда уже пожинали первые плоды своей славы и известности.

“Мы продолжали играть на танцплощадках, но все большим становилось наше общее желание сменить репертуар и жанр музыки, равно как и интегрировать Мауро в состав. Музыка постепенно менялась, танцевать под наши песни становилось все труднее и труднее, ведь соло-партии росли не по дням, а по часам. Наши новые модели для подражания были найдены в Chicago, King Crimson, Jethro Tull, Ekseption и Flock, группы, чья структура песен давала больший простор для аранжировок, импровизаций и демонстрации виртуозности. <…> К тому же мы освободились от нашего старого контракта.” (Ди Чиоккио).

Переход от развлекательной музыки к арт-року повлек за собой и смену имени. После долгих раздумий была выбрана Premiata Forneria Marconi. “Премированная Булочная Маркони” (примерно как Ордена Ленина Кондитерская Фабрика Большевичка, только с чуть более старомодным звучанием) - магазинчик в городке под названием Chlari (в их родной провинции Brescia), где музыканты часто выступали. Аргументов в пользу выбора такого, мягко говоря, необычного имени было несколько. Во-первых, чем сложнее что-то запомнить, тем труднее его забыть. Во-вторых, владелец булочной, будучи фэном хорошей музыки, немало помог им материально! В-третьих, длинные названия - вообще характерная особенность итальянских прог-групп.

Дебют PFM состоялся в миланском театре Lyric, группа открывала перед Yes (приехавших туда на свои первые итальянские гастроли). Во время этого выступления они исполнили некоторые вещи из репертуара Кинг Кримзон и других известных английских арт-роковых команд того времени. Свой первый шанс показать, насколько хорошо они владеют своими инструментами и насколько прекрасно они подготовлены к концертным выступлениям, музыканты не потратили впустую. С группой немедленно заключила контракт передовая итальянская компания звукозаписи Numero Uno (“Номер Первый”) - эта же фирма выпустила их первый альбом “Storia Di Un Minuto” в 71-м. Этот диск был записан в студии вживую!

Еще до его выхода группа сыграла в качестве "разогрева" еще и у таких известных английских музыкантов, как Procol Harum, Black Widow и Deep Purple. Вот как вспоминает ДиЧиоккио выступление перед Deep Purple.

“Концерт был событием сезона, ведь Deep Purple являлись самой известной рок-командой на тот момент. Немного рискованная идея, но нам хватило нервов и храбрости, чтобы ее принять. Первый концерт проходил в Болонье, и никто не знал, что это за пять отчаянных парней будут открывать перед Перпл! Все ждали Яна Гиллана и команду, а организатор не осмелился представить нас, посчитав наше название череcчур длинным и абсурдным. В полной темноте мы начали сет с "21st Century Schizoid Man". Арена стадиона, море голов, встретила нас тихим изумлением и беспокойством. Через несколько минут все переменилось - внимание слушателей было обращено на нас, все были заворожены выступлением. Тогда мы решились и ворвались на свет, на сцену. Дальше все шло как по маслу и концерт закончился аплодисментами. Все думали: “А кто же эти англичане?” “Это Premiata Forneria Marconi”, сказал конфераньсе, у которого, как и у нас, после выступления камень упал с души, “они - итальянцы, и о них вы еще услышите”. Удар там-тама, завершивший концерт, аплодисменты толпы… Эхо прекрасного вечера еще долго звучало в наших ушах.”

В 1972 году вышел в свет второй альбом группы под названием “Per Un Amico”, на котором можно было проследить прогресс группы как в композиционном плане, так и в аранжировках. (Многими он и поныне считается одной из лучших работ в арт-роке!). Италию музыканты уже завоевали - первое место в чартах, которое с ходу заняла “Storia…”, тому лучшее подтверждение! Чтобы разделаться с оставшимся миром, пришлось прибегнуть к маленькой “идеологической бомбе” - каковой стала скромная на вид аудиокассета с материалом “Storia Di Un Minuto”. Во время выступления в Болонье грандов арт-рока - Emerson, Lake and Palmer - запись была вручена их вокалисту и басисту Грегу Лэйку. Музыка произвела на Грега такое впечатление, что он уже через несколько дней, только вернувшись в Лондон, перезвонил менеджеру Франку Мамоне и сказал, что приедет на концерт в Рим! На концерте игрался материал Per Un Amico, а вконец покоренный Лейк даже вышел “на бис” вместе с группой. Дело было в шляпе.

Теперь мы немного отступим в сторону, чтобы поведать вам об одной немаловажной персоне в рок-музыке. Персона эта - Питер Синфилд, и знаком он вам, скорее всего, по своему участию в первых альбомах Кинг Кримзон. Странные и “завернутые” тексты Питера внесли свою лепту в успех музыки группы, хотя далеко не всем они были по вкусу. Кроме “лирики”, он заведал на концертах светом и звуком. Две творческие натуры, он и Роберт Фрипп, не могли, наверно, продержаться в группе долго, и один из них уходит, чтобы заняться практический той же работой уже в ELP. И неудивительно, что от Грега Лэйка о “находке из Италии” стало известно и Синфилду.

"Я напишу им тексты и займусь продьюсингом”, решил Питер, “так как я хочу продолжать в том же духе, что и в первом составе Кинг Кримзон. Их музыка прогрессивна, имеет явный средиземноморский оттенок, и это мне по душе”.

Группа встретила такой поворот судьбы с восторгом. “Нам так нравилась музыка King Crimson и Питера Синфида”, делился радостью Мауро Пагани в интервью Rolling Stone, “а через какой-то год он согласился помочь нам. Можете себе представить!”

Подписанная на Manticore Records (лэйбл ELP), PFM засела в студию, чтобы выдать свой первый англоязычный альбом “Photos of Ghosts”. Он попадает прямиком в американский хит-парад Billboard! Группа присутствует на страницах популярных музыкальных журналов и, в общем, переживает творческий и коммерческий пик. Выступления следуют один за другим, в том числе на престижных околоджазовых фестивалях в Монтре и Цюрихе; запомнился также концерт в Ридинге в 1973, где группу активно вызывали на бис, но администрация, ко всеобщему возмущению, отрубила электричество, лишь бы этого не допустить. К тому же PFM стала, по версии Melody Maker и NME, второй и третьей в списке лучших новых групп года (после Supertramp и Eagles). На обложке самого популярного англоязычного сингла “Celebration” была изображена обнаженная девица, и в Испании диск был выпущен только после того, как ей пририсовали бикини.

Фактически “Photos of Ghosts” был новым альбомом только по текстам. Музыкально это лишь слегка переработанный и дополненный (под ведомом Синфилда) “Per Un Amico”. Также Питер решил сократить название группы до аббревиатуры PFM, мотивируя тем, что все равно англичане безбожно коверкали полную версию имени при каждом удобном случае. Была и обратная сторона медали - постоянные вопросы, а что же все-таки означает “PFM”?

Нежданной проблемой стало и слабое знакомство музыкантов с английским. Вернее сказать, его полное отсутствие. И если Пагани и Премоли кое-как разучили язык, то все остальные не могли обойтись без переводчика, и для того, чтобы спеть слова в студии, группе понадобились две недели. Так что, если вам как слушателю интересен вокал лишь как музыкальный инструмент, то лучше поищите италоязычный “Per Un Amico”, а не “Photos of Ghosts”.

Тем временем Синфилду приходили в голову самые разные идеи об “усовершенствовании” состава путем приглашения сильного англоязычного вокалиста/басиста. Обдумывалась даже кандидатура Джона Уэттона. Но весной 73-го другая встреча изменила путь группы - на музыкальном фестивале "Altro Mondo" в Римини, где собрался цвет итальянской артовой сцены на тот момент, музыканты PFM приметили басиста, который играл в составе коллектива Area. (Уникальную и исключительно авангардную музыку Area невозможно описать одной фразой, так что продолжим о героях повести сегодняшней…) Музыкант этот был Жан Патрик Дживас, и после задушевной беседы за тарелкой спагетти он, прельщенный перспективой играть в группе международного уровня, согласился присоединиться к PFM, сменив Джорджио Пьяццу, перешедшего в Crystals. (Впоследствии Пьяцца и вовсе ушел из музыки, избрав карьеру агента по продажам детской одежды).

Следующий альбом, “L'Isola Di Niente”, вышел в свет в 1974-м. Английский его вариант, “The World Became The World”, закрепил успех группы за рубежом, в частности, в США, где они выступали в одной концертной программе с Poco, Santana, Beach Boys и другими известными артистами. Это турне, включившее в себя несчитанное множество выступлений на поп-фестивалях, было запечатлено на магнитных лентах и отражено в концертном альбоме “Live in the USA” (в Италии диск был назван "Cook").

А закончилось сотрудничество с Синфилдом неожиданно, причиной тому были “идеологические разногласия”, ставшие для группы больным местом - и очень жаль. Коммунисты, мафия, Ватикан, радикализм и постоянные смены правительств - можете себе представить, что творилось в умах тамошней “прогрессивно мыслящей молодежи”!

И если Премоли воспринимал различные “эксцессы” типа случая с обложкой Celebration с юмором, то Пагани относился к политике серьезно и при каждом удобном случае не уставал критиковать правительство, обличал коррупцию, международную ситуацию, звукозаписывающую индустрию. Он неоднократно бывал в “коммуне” на острове Сардиния…

Но слово самому Питеру Синфилду:

"Они попросили меня написать тексты к "Chocolate Kings". Как люди, воодушевленные своим успехом, они стали требовать от меня, чтобы в текстах было больше политики и протеста против агрессии США во Вьетнаме. Я склонялся к левым взглядам, <…> но я все же отказался. И потому, что мне нужно было завершить другую работу, и потому, что меня не прельщала мысль об очередных бесконечных студийных сессиях для записи вокала, но главное - я не понял юмора, почему это европейская группа, которую хорошо приняли в США, должна так вот плевать на свою аудиторию.”

Альбом вышел в 1975-м уже с Бернардо Ланцетти (из Acqua Fragile) на вокале, и завоевал плохую славу в Штатах - главным образом из-за участия группы в римском фестивале в поддержку ООП. (Организация Освобождения Палестины, тогда - террористическая арабская группировка.) Однако музыкальный материал заслуживает куда более лестных слов (см. рецензии). После турне в Японии Мауро Пагани покидает группу из идеологических соображений.

Очередной диск "Jet Lag" (77) был более ориентирован в сторону джаз-рока, нежели любой из его предшественников, в частности, благодаря участию скрипача Грегори Блок (из состава Марка Алмонда и It’s A Beautiful Day).

Ещё через год выходит в свет “Passpartu” (1978), на котором тексты песен были написаны поп-композитором Джианфранко Манфреди. Альбом подвёл ожидания многих и остался почти незамеченным среди любителей арт-рока. Затем Ланцетти уходит, чтобы сосредоточиться на соло-карьере, в то время как новым скрипачом становится Луччио Фабри.

В 1979 году группа (с добавлением Роберто Коломбо на клавишных) отправляется ещё в одно турне вместе с Фабрицио Де Андре (одним из самых известных поп-певцов того времени) - музыка группы дополняла атмосферу выступления Де Андре и вполне уживалась с его поэзией, что было запечатлено на концертном альбоме "De Andre e PFM in Concerto" (насчитывающем 10 песен) и "De Andre e PFM in Concerto vol.2" (второй части, выпущенной благодаря успеху первой).

Что же - на этом, наверно, стоит завершить рассказ о PFM как об арт-роковой группе и кратко пробежаться по тому, что было с ними дальше. Группа не распалась, а продолжала выдавать альбомы то в стиле поп, то нью-вэйв, заставляя своих “артовых” фэнов все шире разевать рот сначала от недоумения, а затем - от скуки. Премоли покинул группу и продолжил свою деятельность в бизнесе в качестве продюсера и автора музыки для реклам, Ди Чиоккио все больше погружался в написание и аранжировку музыки и покинул барабанную стойку. После “Miss Baker” (87) группа приняла коллективное решение не выступать вживую и сконцентрироваться только на студийном творчестве и индивидуальных соло-карьерах, таким образом избегая официального "распада".

Однако по прошествии более 10 лет с момента выпуска их последнего альбома PFM воссоединяются в своём почти первоначальном составе: Ди Чиоккио, Дживас, Муссида и Премоли, представив слушателям 4-дисковую антологию концертных выступлений “PFM 10 anni live - 1971-1981”, а читателям - книгу Франца Ди Чиоккио об истории группы “PFM - Due volte nella vita”.

“Идея о реюнионе витала в воздухе”, отвечает на вопрос причинах решения выступать вновь живьем Муссида. “Франц, которого мы зовем хранителем духа Рембрандта, пытался это сделать много лет назад, но у меня тогда было дел невпроворот - мои альбомы, школа и многое другое. А в прошлые два года я нашел такую возможность, я завершил все, что хотел завершить, и вновь вошел в группу. Так и состоялся “реюнион”.”

В составе мы не видим Мауро Пагани - вот как Муссида это прокомментировал. “Мауро дал нам очень много в плане текстов, энергетики, но с точки зрения и композиции ему всегда было тесно в рамках группы, и, по правде говоря, Флавио и я постоянно его ограничивали. В какой-то момент он сказал, что хочет выразить себя как-то иначе, и он продолжает это делать и сейчас. Мы с ним до сих пор - большие друзья. Никаких проблем! Мы идем по своей дороге, как артисты, он - по своей”. Не планируется и работа с Ланцетти или каким-либо еще “выделенным” вокалистом.

Новый концептуальный опус “Ulysse” вышел 24 aпреля 1997 г. и, несмотря на ожидания, не стал возвратом к старому прог-стилю. Тем не менее группа продемонстрировала свой класс как музыкантов и композиторов, а по итогам итальянского турне 1997-98 гг. был выпущен очередной (не знаю уж, какой по счету) концерт "WWW.PFMPFM.IT (il Best)".

Завершить же рассказ мне хотелось бы словами Питера Синфилда, которые он оставил в “гостевой книге” вебсайта PFM.



“Как-то раз мне стало немного жалко за наш мир и тогда я почувствовал тепло на душе от того, как люди до сих пор радуются той “работе” (за неимением лучшего слова), что я сделал так давно и так далеко. PFM для меня до сих пор - одни из самых лучших, достойных, талантливых, одним словом - истинных музыкантов, с которыми мне приходилось сидеть в студии и делить радости и разочарования. Вам может показаться забавным, но я только неделю назад купил, да, правда, купил две копии “World Became a World”, диска, который я не слышал, кажется, целую вечность. Там, мне видится, заключены их лучшие моменты... Но от меня этого следовало ожидать‚ не так ли? Надеюсь, что эта маленькая запись в гостевой книге сможет отменить слово "бывший", которое на мгновение заставило меня почувствовать себя и вовсе непричастным...”



В написании статьи использовалась информация c сайта http://www.soldigit.net/gaudela/pfm/ и других страниц группы.

МИНИ-РЕЦЕНЗИИ:

Storia Di Un Minuto (Одноминутная история) - 1972

Самый первый и один из лучших альбомов группы, её визитная карточка. Это именно тот PFM, который до сих пор помнят все любители арт-рока 70х...

На смену типичного для них атмосферного интро приходит меланхоличная баллада в сопровождении меллотронов и акустической гитары... лидирующее место здесь занимает всё же синтезатор "из коллекции Эмерсона". Этот диск - один из самых ярких и прогрессивных во всём репертуаре группы, и здесь как нигде слышны все оттенки и тонкости полифонии, идеи слияния рок-группы и струнных инструментов, к которой прибегали и многие известные англичане того периода. Все это позволило критикам и фэнам PFM классифицировать их как одну из самых выдающихся групп симфонического арт-рока. 10 из 10.



Per Un Amico (Для друга) - 1972 (Photos Of Ghosts - 1973)

Их второй по счёту альбом, записанный и выпущенный в 1972 году, является одной из троицы пластинок PFM, признанной непривзойдённой классикой группы (два другие - “Storia Di Un Minuto” и “L'Isola Di Niente”). Начинается он с небольшого интро в стиле барокко, переходящего в Кримзоновский прог-опус с мелотронами и поистине “фрипповской” гитарой - то тихо всхлипывающей, то истерично кричащей, то энергично доказывающей что-всем остальным инструментам, в том числе и скрипке, которая огрызается, дерзко отвечает, но в конце концов подхватывает её речь и согласно подпевает... Потом всё замолкает, наступает секундная тишина, прерываемая внезапно армейским барабаном и флейтой - идёт парад... марш... смирно! Внезапно появляется откуда ни возьмись церковный орган... Его снова перебивает истеричная, неистовая гитара, и.т.д. И вот такой хаос и неразбериха задаёт настроение для этого, в целом, уму непостижимого по своей глубине и утончённости альбома. То слышно что-то взятое от Кримзона, что-то от E.L.P., но в основном этот диск неповторим по стилю, это - PFM - и никто другой. 10 из 10.

(Четыре главных отличия “Photos…” от "Per Un Amico" это иной порядок песен и незначительное их перемикширование (чуть более выраженный меллотрон на первом), изменение лирики на англоязычную, другое оформление конверта, а так же добавление римейка почти полностью инструментальной E Festa с дебютника под названием Celebration - Quizzus). (“Photos…” - 9 из 10)



L'Isola di Niente (Остров "Нигде") - 1974

Сильная, мощная, очень неодносложная, прогрессивная вещь, пожалуй, несколько в стиле Кинг Кримсона, хотя и со своим, типично PFM-овским, итальянским "привкусом". Оркестровые аранжировки, меллотроны и переменчивые ритмы создают уникальную атмосферу. Одна из 5 композиций (“Is My Face On Straight”) исполнена по-английски. Альбом местами задумчивый, местами просто начинён взрывчаткой. 10 из 10.

Опять таки, существует англоязычная версия этого альбома The World Became The World, которая, кроме изменения лирики, отличается от "L'Isola di Niente" обложкой и, опять, добавлением римейка песни со "Storia Di Un Minuto" Impressioni Di Settembre под названием The World Became The World.



Chocolate Kings - 1976

Сильный, жёсткий и несколько беспощадный альбом группы, который является и официально признан одним из лучших в их истории. Наверное, последний альбом, на котором был использован настоящий рок-орган, прекрасно гармонирующий с флейтой; они и бас-гитара создают прекрасную прог-атмосферу, схожую по стилю с музыкой таких групп, как Le Orme и Van Der Graaf Generator. Тексты полны сарказма и горечи, они обличают, они смеются, они издеваются над наготой "короля". Необычные ритмы, аналоговые синтезаторы, эл.пианино и перкуссия вновь выявляют влияние джаза и других арт-команд того времени. Это не из тех альбомов, что прослушал один раз и выбросил в корзину, его нужно испытать. (Существует две версии диска, итальянская и американская, которые отличаются только обложками. - Quizzus)

10 из 10.



Jet Lag - 1977

Несколько странный, но достаточно арт-роковый альбом, на котором больше половины песен исполнены по-английски; вокалист (он же поет и на предыдущем диске) несколько напоминает Роджера Чапмана из Family (такой же "блеющий", но сильный вокал). Меллотроны и синтезаторы, аранжировки и необычные (но типичные для арт-рока того времени) ритмы наводят на мысли о Le Orme. Влияние джаза/фьюжн и группы Genesis тоже налицо. Электрическое пианино и джазовая гитара выделяются в очень хорошую сторону, в особенности на соло. (Диск несколько похож на Mahavishnu Orchestra. Опять же, американская и итальянская версии - с разными обложками. - Quizzus) 7 из 10.



Passpartu - 1978

Прекрасный прог-поп альбом, по стилю напоминающий I Pooh тех лет. (Я бы сказал, что это больше всего похоже "Canto di Primavera" Banco Del Mutuo Soccorso. - Quizzus) Композиции очень мелодичны и своеобразны, оркестровка и продукция выше всяких похвал. Единственное, что может не понравиться приверженцам старого прог-стиля группы, это ярко выраженное отступление от их былых корней в сторону популярной в то время коммерческой поп-музыки. Все 8 песен, исполненные по-итальянски, слушаются на одном дыхании и несут в себе целый букет самых разнообразных источников вдохновения, в том числе и средиземноморские напевы... (Короче говоря - это диск фолк-поп-фьюжн. Ланцетти иногда напоминает Демиса Руссоса! - Quizzus) 8 из 10



Suonare Suonare (1980)

Meлодичный и приятный поп-рок с очень немногочисленными прогрессивными оттенками, но в то же время и весьма неслабыми, даже заводными композициями! Присутствуют и задумчивые баллады в стиле Риккардо Фольи, но в основном это больше похоже на творчество New Trolls того же периода, а также европейцев типа Lake (в некоротом роде prog-lite). Даже несколько напоминает Челентано начала 80-х! Скрипка вписывается сюда просто на ура! 7 из 10.



Come Ti Va In Riva Alla Citta (1981)

Этот альбом - весьма жёсткий по стилю; содержит в себе неплохие композиции, но продакшн и некоторые песни напоминают Police. Гибрид англо-американской "новой волны" конца 70-х - начала 80-х, и прогрессивного итальянского поп-рока. 3 из 10.



Performance - концертник 1982 года.

Звучит весьма бледно, хотя и более компетентно, нежели их предыдущий концертный альбом “Live in the USA” (1974), на котором лидер-певец просто пел так, как будто бы боялся английского языка (на англоязычных композициях, во всяком случае). Используется в основном материал последних лет (поп с оттенками новой волны) - поэтому присутствуют и даже где-то доминируют новомодные в то время синтезаторы; гитара и бас звучат тоже очень "волново", что может смутить любителей их прог-периода. Несколько смахивает на Golden Earring того времени (конкретно - на их концертник 1984 года “Something Heavy Going Down”). 5 из 10.



Miss Baker (1987)

Несколько односложный, но развлекательный альбом с перебором синтезаторов в саунде и типичной для 80-х фанковостью танцевательной музыки - рекомендую только заядлым фэнам. По стилю несколько похоже на… Level 42. 2 из 10.

<<  >>


Total Metal Net - Тяжелая музыка. Взгляд из России. - Premiata Forneria Marconi: АРТ-РОКОВАЯ БУЛОЧНАЯ

ALIVE ARCHIVE

Impaler, Александр Гитлин, Александр Вольперт

АРТ-РОКОВАЯ БУЛОЧНАЯ

Перед большинством меломанов, увлекающихся “интеллектуальными” жанрами, только сейчас начинает приоткрываться невообразимо богатый и сочный пласт музыки, называемый итальянским арт-роком. И мы еще не раз возвратимся к этому “творческому наследию” в следующих выпусках ALIVE. Большинство тех групп пели не по-английски, и в период тотального увлечения музыкой с берегов Альбиона, остались вне фокуса как массовой рок-прессы, так и тогдашних меломанов. Что вовсе не отрицает признание и даже статус легенд у себя на родине.
Одной из таких без преувеличения “культовых групп” стала Premiata Forneria Marconi - быть может, наиболее яркие представители арт-рока 70-х в Италии, и одни из немногих, кому посчастливилось прославиться за рубежом и даже завоевать там высокие места в хит-парадах… Во многом этому способствовало участие в их судьбе экс-Кримзоновца, поэта, музыканта и продюсера Питера Синфилда… но не будем забегать вперед! PFM сравнивали и с Genesis, и с King Crimson, но нельзя не отметить, при всех их стилистических метаниях, наличие у группы своего лица и своего неповторимого стиля. Первые альбомы и вообще стоит причислить к “золотому фонду” мирового арт-рока.

История будущих PFM начинается с 60-х годов, периода музыки "бит". Пино Фавороло и Тео Теоколи (вокал и гитара) сколотили состав под названием I Quelli (“Те” - т.е. “The Who” по-итальянски!), к ним вскоре присоединились Франц Ди Чиоккио (ударные), Джорджио Пьяцца (бас), Флавио Премоли (клавишные) и Франко Муссида (гитары). I Quelli завоевали немалый успех в Италии главным образом за счёт кавер-версий иностранных хитов и в качестве сессионной бэкинг-группы для таких певцов, как Лючио Баттисти и Фабрицио Де Андре. Иногда ту же работу им приходилось выполнять и живьем, находясь за кулисами, в то время как в лучах славы и прожекторов грелся кто-то еще.

Но едва ли молодые и талантливые музыканты I Quelli видели смысл жизни в выступлениях за ширмой. “Это был плавильный котел творческих идей”, рассказывает о тех временах ударник группы ДиЧиоккио, “и мы чувствовали, что нам предстоит нечто большее, чем быть просто аккомпанирующим составом у кого-то еще. Наша музыка - искренность молодости, выраженная посредством музыкальных инструментов.”

Финальным шагом к формированию группы стало присоединение скрипача и флейтиста Мауро Пагани из I Dalton. ДиЧиоккио вспоминает: “На одном из вечеров в клубе “Paradiso” близ Brescia мой приятель рассказал мне о музыканте, который играет на флейте и на скрипке так, что это больше похоже на рок, чем на классику. Найти его оказалось не очень сложно, а телефонный разговор прошел примерно так - Мауро сказал: У меня длинные волосы, белая майка и пара изношенных джинсов. И я ответил: “А у меня, в свою очередь, борода и волосы до плеч, типа как Jesus Christ”. Сейчас это смешно звучит, но тогда длинные волосы символизировали принадлежность к музыкальному андерграунду. Так что тем летом 69-го, чтобы узнать друг друга, нам понадобилось не более пяти секунд”.

Состав теперь выглядел так - Ди Чиоккио, Муссида, Премоли, Пагани и Пьяцца. Шел 1970-й год, прог-роковые группы из Англии тогда уже пожинали первые плоды своей славы и известности.

“Мы продолжали играть на танцплощадках, но все большим становилось наше общее желание сменить репертуар и жанр музыки, равно как и интегрировать Мауро в состав. Музыка постепенно менялась, танцевать под наши песни становилось все труднее и труднее, ведь соло-партии росли не по дням, а по часам. Наши новые модели для подражания были найдены в Chicago, King Crimson, Jethro Tull, Ekseption и Flock, группы, чья структура песен давала больший простор для аранжировок, импровизаций и демонстрации виртуозности. <…> К тому же мы освободились от нашего старого контракта.” (Ди Чиоккио).

Переход от развлекательной музыки к арт-року повлек за собой и смену имени. После долгих раздумий была выбрана Premiata Forneria Marconi. “Премированная Булочная Маркони” (примерно как Ордена Ленина Кондитерская Фабрика Большевичка, только с чуть более старомодным звучанием) - магазинчик в городке под названием Chlari (в их родной провинции Brescia), где музыканты часто выступали. Аргументов в пользу выбора такого, мягко говоря, необычного имени было несколько. Во-первых, чем сложнее что-то запомнить, тем труднее его забыть. Во-вторых, владелец булочной, будучи фэном хорошей музыки, немало помог им материально! В-третьих, длинные названия - вообще характерная особенность итальянских прог-групп.

Дебют PFM состоялся в миланском театре Lyric, группа открывала перед Yes (приехавших туда на свои первые итальянские гастроли). Во время этого выступления они исполнили некоторые вещи из репертуара Кинг Кримзон и других известных английских арт-роковых команд того времени. Свой первый шанс показать, насколько хорошо они владеют своими инструментами и насколько прекрасно они подготовлены к концертным выступлениям, музыканты не потратили впустую. С группой немедленно заключила контракт передовая итальянская компания звукозаписи Numero Uno (“Номер Первый”) - эта же фирма выпустила их первый альбом “Storia Di Un Minuto” в 71-м. Этот диск был записан в студии вживую!

Еще до его выхода группа сыграла в качестве "разогрева" еще и у таких известных английских музыкантов, как Procol Harum, Black Widow и Deep Purple. Вот как вспоминает ДиЧиоккио выступление перед Deep Purple.

“Концерт был событием сезона, ведь Deep Purple являлись самой известной рок-командой на тот момент. Немного рискованная идея, но нам хватило нервов и храбрости, чтобы ее принять. Первый концерт проходил в Болонье, и никто не знал, что это за пять отчаянных парней будут открывать перед Перпл! Все ждали Яна Гиллана и команду, а организатор не осмелился представить нас, посчитав наше название череcчур длинным и абсурдным. В полной темноте мы начали сет с "21st Century Schizoid Man". Арена стадиона, море голов, встретила нас тихим изумлением и беспокойством. Через несколько минут все переменилось - внимание слушателей было обращено на нас, все были заворожены выступлением. Тогда мы решились и ворвались на свет, на сцену. Дальше все шло как по маслу и концерт закончился аплодисментами. Все думали: “А кто же эти англичане?” “Это Premiata Forneria Marconi”, сказал конфераньсе, у которого, как и у нас, после выступления камень упал с души, “они - итальянцы, и о них вы еще услышите”. Удар там-тама, завершивший концерт, аплодисменты толпы… Эхо прекрасного вечера еще долго звучало в наших ушах.”

В 1972 году вышел в свет второй альбом группы под названием “Per Un Amico”, на котором можно было проследить прогресс группы как в композиционном плане, так и в аранжировках. (Многими он и поныне считается одной из лучших работ в арт-роке!). Италию музыканты уже завоевали - первое место в чартах, которое с ходу заняла “Storia…”, тому лучшее подтверждение! Чтобы разделаться с оставшимся миром, пришлось прибегнуть к маленькой “идеологической бомбе” - каковой стала скромная на вид аудиокассета с материалом “Storia Di Un Minuto”. Во время выступления в Болонье грандов арт-рока - Emerson, Lake and Palmer - запись была вручена их вокалисту и басисту Грегу Лэйку. Музыка произвела на Грега такое впечатление, что он уже через несколько дней, только вернувшись в Лондон, перезвонил менеджеру Франку Мамоне и сказал, что приедет на концерт в Рим! На концерте игрался материал Per Un Amico, а вконец покоренный Лейк даже вышел “на бис” вместе с группой. Дело было в шляпе.

Теперь мы немного отступим в сторону, чтобы поведать вам об одной немаловажной персоне в рок-музыке. Персона эта - Питер Синфилд, и знаком он вам, скорее всего, по своему участию в первых альбомах Кинг Кримзон. Странные и “завернутые” тексты Питера внесли свою лепту в успех музыки группы, хотя далеко не всем они были по вкусу. Кроме “лирики”, он заведал на концертах светом и звуком. Две творческие натуры, он и Роберт Фрипп, не могли, наверно, продержаться в группе долго, и один из них уходит, чтобы заняться практический той же работой уже в ELP. И неудивительно, что от Грега Лэйка о “находке из Италии” стало известно и Синфилду.

"Я напишу им тексты и займусь продьюсингом”, решил Питер, “так как я хочу продолжать в том же духе, что и в первом составе Кинг Кримзон. Их музыка прогрессивна, имеет явный средиземноморский оттенок, и это мне по душе”.

Группа встретила такой поворот судьбы с восторгом. “Нам так нравилась музыка King Crimson и Питера Синфида”, делился радостью Мауро Пагани в интервью Rolling Stone, “а через какой-то год он согласился помочь нам. Можете себе представить!”

Подписанная на Manticore Records (лэйбл ELP), PFM засела в студию, чтобы выдать свой первый англоязычный альбом “Photos of Ghosts”. Он попадает прямиком в американский хит-парад Billboard! Группа присутствует на страницах популярных музыкальных журналов и, в общем, переживает творческий и коммерческий пик. Выступления следуют один за другим, в том числе на престижных околоджазовых фестивалях в Монтре и Цюрихе; запомнился также концерт в Ридинге в 1973, где группу активно вызывали на бис, но администрация, ко всеобщему возмущению, отрубила электричество, лишь бы этого не допустить. К тому же PFM стала, по версии Melody Maker и NME, второй и третьей в списке лучших новых групп года (после Supertramp и Eagles). На обложке самого популярного англоязычного сингла “Celebration” была изображена обнаженная девица, и в Испании диск был выпущен только после того, как ей пририсовали бикини.

Фактически “Photos of Ghosts” был новым альбомом только по текстам. Музыкально это лишь слегка переработанный и дополненный (под ведомом Синфилда) “Per Un Amico”. Также Питер решил сократить название группы до аббревиатуры PFM, мотивируя тем, что все равно англичане безбожно коверкали полную версию имени при каждом удобном случае. Была и обратная сторона медали - постоянные вопросы, а что же все-таки означает “PFM”?

Нежданной проблемой стало и слабое знакомство музыкантов с английским. Вернее сказать, его полное отсутствие. И если Пагани и Премоли кое-как разучили язык, то все остальные не могли обойтись без переводчика, и для того, чтобы спеть слова в студии, группе понадобились две недели. Так что, если вам как слушателю интересен вокал лишь как музыкальный инструмент, то лучше поищите италоязычный “Per Un Amico”, а не “Photos of Ghosts”.

Тем временем Синфилду приходили в голову самые разные идеи об “усовершенствовании” состава путем приглашения сильного англоязычного вокалиста/басиста. Обдумывалась даже кандидатура Джона Уэттона. Но весной 73-го другая встреча изменила путь группы - на музыкальном фестивале "Altro Mondo" в Римини, где собрался цвет итальянской артовой сцены на тот момент, музыканты PFM приметили басиста, который играл в составе коллектива Area. (Уникальную и исключительно авангардную музыку Area невозможно описать одной фразой, так что продолжим о героях повести сегодняшней…) Музыкант этот был Жан Патрик Дживас, и после задушевной беседы за тарелкой спагетти он, прельщенный перспективой играть в группе международного уровня, согласился присоединиться к PFM, сменив Джорджио Пьяццу, перешедшего в Crystals. (Впоследствии Пьяцца и вовсе ушел из музыки, избрав карьеру агента по продажам детской одежды).

Следующий альбом, “L'Isola Di Niente”, вышел в свет в 1974-м. Английский его вариант, “The World Became The World”, закрепил успех группы за рубежом, в частности, в США, где они выступали в одной концертной программе с Poco, Santana, Beach Boys и другими известными артистами. Это турне, включившее в себя несчитанное множество выступлений на поп-фестивалях, было запечатлено на магнитных лентах и отражено в концертном альбоме “Live in the USA” (в Италии диск был назван "Cook").

А закончилось сотрудничество с Синфилдом неожиданно, причиной тому были “идеологические разногласия”, ставшие для группы больным местом - и очень жаль. Коммунисты, мафия, Ватикан, радикализм и постоянные смены правительств - можете себе представить, что творилось в умах тамошней “прогрессивно мыслящей молодежи”!

И если Премоли воспринимал различные “эксцессы” типа случая с обложкой Celebration с юмором, то Пагани относился к политике серьезно и при каждом удобном случае не уставал критиковать правительство, обличал коррупцию, международную ситуацию, звукозаписывающую индустрию. Он неоднократно бывал в “коммуне” на острове Сардиния…

Но слово самому Питеру Синфилду:

"Они попросили меня написать тексты к "Chocolate Kings". Как люди, воодушевленные своим успехом, они стали требовать от меня, чтобы в текстах было больше политики и протеста против агрессии США во Вьетнаме. Я склонялся к левым взглядам, <…> но я все же отказался. И потому, что мне нужно было завершить другую работу, и потому, что меня не прельщала мысль об очередных бесконечных студийных сессиях для записи вокала, но главное - я не понял юмора, почему это европейская группа, которую хорошо приняли в США, должна так вот плевать на свою аудиторию.”

Альбом вышел в 1975-м уже с Бернардо Ланцетти (из Acqua Fragile) на вокале, и завоевал плохую славу в Штатах - главным образом из-за участия группы в римском фестивале в поддержку ООП. (Организация Освобождения Палестины, тогда - террористическая арабская группировка.) Однако музыкальный материал заслуживает куда более лестных слов (см. рецензии). После турне в Японии Мауро Пагани покидает группу из идеологических соображений.

Очередной диск "Jet Lag" (77) был более ориентирован в сторону джаз-рока, нежели любой из его предшественников, в частности, благодаря участию скрипача Грегори Блок (из состава Марка Алмонда и It’s A Beautiful Day).

Ещё через год выходит в свет “Passpartu” (1978), на котором тексты песен были написаны поп-композитором Джианфранко Манфреди. Альбом подвёл ожидания многих и остался почти незамеченным среди любителей арт-рока. Затем Ланцетти уходит, чтобы сосредоточиться на соло-карьере, в то время как новым скрипачом становится Луччио Фабри.

В 1979 году группа (с добавлением Роберто Коломбо на клавишных) отправляется ещё в одно турне вместе с Фабрицио Де Андре (одним из самых известных поп-певцов того времени) - музыка группы дополняла атмосферу выступления Де Андре и вполне уживалась с его поэзией, что было запечатлено на концертном альбоме "De Andre e PFM in Concerto" (насчитывающем 10 песен) и "De Andre e PFM in Concerto vol.2" (второй части, выпущенной благодаря успеху первой).

Что же - на этом, наверно, стоит завершить рассказ о PFM как об арт-роковой группе и кратко пробежаться по тому, что было с ними дальше. Группа не распалась, а продолжала выдавать альбомы то в стиле поп, то нью-вэйв, заставляя своих “артовых” фэнов все шире разевать рот сначала от недоумения, а затем - от скуки. Премоли покинул группу и продолжил свою деятельность в бизнесе в качестве продюсера и автора музыки для реклам, Ди Чиоккио все больше погружался в написание и аранжировку музыки и покинул барабанную стойку. После “Miss Baker” (87) группа приняла коллективное решение не выступать вживую и сконцентрироваться только на студийном творчестве и индивидуальных соло-карьерах, таким образом избегая официального "распада".

Однако по прошествии более 10 лет с момента выпуска их последнего альбома PFM воссоединяются в своём почти первоначальном составе: Ди Чиоккио, Дживас, Муссида и Премоли, представив слушателям 4-дисковую антологию концертных выступлений “PFM 10 anni live - 1971-1981”, а читателям - книгу Франца Ди Чиоккио об истории группы “PFM - Due volte nella vita”.

“Идея о реюнионе витала в воздухе”, отвечает на вопрос причинах решения выступать вновь живьем Муссида. “Франц, которого мы зовем хранителем духа Рембрандта, пытался это сделать много лет назад, но у меня тогда было дел невпроворот - мои альбомы, школа и многое другое. А в прошлые два года я нашел такую возможность, я завершил все, что хотел завершить, и вновь вошел в группу. Так и состоялся “реюнион”.”

В составе мы не видим Мауро Пагани - вот как Муссида это прокомментировал. “Мауро дал нам очень много в плане текстов, энергетики, но с точки зрения и композиции ему всегда было тесно в рамках группы, и, по правде говоря, Флавио и я постоянно его ограничивали. В какой-то момент он сказал, что хочет выразить себя как-то иначе, и он продолжает это делать и сейчас. Мы с ним до сих пор - большие друзья. Никаких проблем! Мы идем по своей дороге, как артисты, он - по своей”. Не планируется и работа с Ланцетти или каким-либо еще “выделенным” вокалистом.

Новый концептуальный опус “Ulysse” вышел 24 aпреля 1997 г. и, несмотря на ожидания, не стал возвратом к старому прог-стилю. Тем не менее группа продемонстрировала свой класс как музыкантов и композиторов, а по итогам итальянского турне 1997-98 гг. был выпущен очередной (не знаю уж, какой по счету) концерт "WWW.PFMPFM.IT (il Best)".

Завершить же рассказ мне хотелось бы словами Питера Синфилда, которые он оставил в “гостевой книге” вебсайта PFM.



“Как-то раз мне стало немного жалко за наш мир и тогда я почувствовал тепло на душе от того, как люди до сих пор радуются той “работе” (за неимением лучшего слова), что я сделал так давно и так далеко. PFM для меня до сих пор - одни из самых лучших, достойных, талантливых, одним словом - истинных музыкантов, с которыми мне приходилось сидеть в студии и делить радости и разочарования. Вам может показаться забавным, но я только неделю назад купил, да, правда, купил две копии “World Became a World”, диска, который я не слышал, кажется, целую вечность. Там, мне видится, заключены их лучшие моменты... Но от меня этого следовало ожидать‚ не так ли? Надеюсь, что эта маленькая запись в гостевой книге сможет отменить слово "бывший", которое на мгновение заставило меня почувствовать себя и вовсе непричастным...”



В написании статьи использовалась информация c сайта http://www.soldigit.net/gaudela/pfm/ и других страниц группы.

МИНИ-РЕЦЕНЗИИ:

Storia Di Un Minuto (Одноминутная история) - 1972

Самый первый и один из лучших альбомов группы, её визитная карточка. Это именно тот PFM, который до сих пор помнят все любители арт-рока 70х...

На смену типичного для них атмосферного интро приходит меланхоличная баллада в сопровождении меллотронов и акустической гитары... лидирующее место здесь занимает всё же синтезатор "из коллекции Эмерсона". Этот диск - один из самых ярких и прогрессивных во всём репертуаре группы, и здесь как нигде слышны все оттенки и тонкости полифонии, идеи слияния рок-группы и струнных инструментов, к которой прибегали и многие известные англичане того периода. Все это позволило критикам и фэнам PFM классифицировать их как одну из самых выдающихся групп симфонического арт-рока. 10 из 10.



Per Un Amico (Для друга) - 1972 (Photos Of Ghosts - 1973)

Их второй по счёту альбом, записанный и выпущенный в 1972 году, является одной из троицы пластинок PFM, признанной непривзойдённой классикой группы (два другие - “Storia Di Un Minuto” и “L'Isola Di Niente”). Начинается он с небольшого интро в стиле барокко, переходящего в Кримзоновский прог-опус с мелотронами и поистине “фрипповской” гитарой - то тихо всхлипывающей, то истерично кричащей, то энергично доказывающей что-всем остальным инструментам, в том числе и скрипке, которая огрызается, дерзко отвечает, но в конце концов подхватывает её речь и согласно подпевает... Потом всё замолкает, наступает секундная тишина, прерываемая внезапно армейским барабаном и флейтой - идёт парад... марш... смирно! Внезапно появляется откуда ни возьмись церковный орган... Его снова перебивает истеричная, неистовая гитара, и.т.д. И вот такой хаос и неразбериха задаёт настроение для этого, в целом, уму непостижимого по своей глубине и утончённости альбома. То слышно что-то взятое от Кримзона, что-то от E.L.P., но в основном этот диск неповторим по стилю, это - PFM - и никто другой. 10 из 10.

(Четыре главных отличия “Photos…” от "Per Un Amico" это иной порядок песен и незначительное их перемикширование (чуть более выраженный меллотрон на первом), изменение лирики на англоязычную, другое оформление конверта, а так же добавление римейка почти полностью инструментальной E Festa с дебютника под названием Celebration - Quizzus). (“Photos…” - 9 из 10)



L'Isola di Niente (Остров "Нигде") - 1974

Сильная, мощная, очень неодносложная, прогрессивная вещь, пожалуй, несколько в стиле Кинг Кримсона, хотя и со своим, типично PFM-овским, итальянским "привкусом". Оркестровые аранжировки, меллотроны и переменчивые ритмы создают уникальную атмосферу. Одна из 5 композиций (“Is My Face On Straight”) исполнена по-английски. Альбом местами задумчивый, местами просто начинён взрывчаткой. 10 из 10.

Опять таки, существует англоязычная версия этого альбома The World Became The World, которая, кроме изменения лирики, отличается от "L'Isola di Niente" обложкой и, опять, добавлением римейка песни со "Storia Di Un Minuto" Impressioni Di Settembre под названием The World Became The World.



Chocolate Kings - 1976

Сильный, жёсткий и несколько беспощадный альбом группы, который является и официально признан одним из лучших в их истории. Наверное, последний альбом, на котором был использован настоящий рок-орган, прекрасно гармонирующий с флейтой; они и бас-гитара создают прекрасную прог-атмосферу, схожую по стилю с музыкой таких групп, как Le Orme и Van Der Graaf Generator. Тексты полны сарказма и горечи, они обличают, они смеются, они издеваются над наготой "короля". Необычные ритмы, аналоговые синтезаторы, эл.пианино и перкуссия вновь выявляют влияние джаза и других арт-команд того времени. Это не из тех альбомов, что прослушал один раз и выбросил в корзину, его нужно испытать. (Существует две версии диска, итальянская и американская, которые отличаются только обложками. - Quizzus)

10 из 10.



Jet Lag - 1977

Несколько странный, но достаточно арт-роковый альбом, на котором больше половины песен исполнены по-английски; вокалист (он же поет и на предыдущем диске) несколько напоминает Роджера Чапмана из Family (такой же "блеющий", но сильный вокал). Меллотроны и синтезаторы, аранжировки и необычные (но типичные для арт-рока того времени) ритмы наводят на мысли о Le Orme. Влияние джаза/фьюжн и группы Genesis тоже налицо. Электрическое пианино и джазовая гитара выделяются в очень хорошую сторону, в особенности на соло. (Диск несколько похож на Mahavishnu Orchestra. Опять же, американская и итальянская версии - с разными обложками. - Quizzus) 7 из 10.



Passpartu - 1978

Прекрасный прог-поп альбом, по стилю напоминающий I Pooh тех лет. (Я бы сказал, что это больше всего похоже "Canto di Primavera" Banco Del Mutuo Soccorso. - Quizzus) Композиции очень мелодичны и своеобразны, оркестровка и продукция выше всяких похвал. Единственное, что может не понравиться приверженцам старого прог-стиля группы, это ярко выраженное отступление от их былых корней в сторону популярной в то время коммерческой поп-музыки. Все 8 песен, исполненные по-итальянски, слушаются на одном дыхании и несут в себе целый букет самых разнообразных источников вдохновения, в том числе и средиземноморские напевы... (Короче говоря - это диск фолк-поп-фьюжн. Ланцетти иногда напоминает Демиса Руссоса! - Quizzus) 8 из 10



Suonare Suonare (1980)

Meлодичный и приятный поп-рок с очень немногочисленными прогрессивными оттенками, но в то же время и весьма неслабыми, даже заводными композициями! Присутствуют и задумчивые баллады в стиле Риккардо Фольи, но в основном это больше похоже на творчество New Trolls того же периода, а также европейцев типа Lake (в некоротом роде prog-lite). Даже несколько напоминает Челентано начала 80-х! Скрипка вписывается сюда просто на ура! 7 из 10.



Come Ti Va In Riva Alla Citta (1981)

Этот альбом - весьма жёсткий по стилю; содержит в себе неплохие композиции, но продакшн и некоторые песни напоминают Police. Гибрид англо-американской "новой волны" конца 70-х - начала 80-х, и прогрессивного итальянского поп-рока. 3 из 10.



Performance - концертник 1982 года.

Звучит весьма бледно, хотя и более компетентно, нежели их предыдущий концертный альбом “Live in the USA” (1974), на котором лидер-певец просто пел так, как будто бы боялся английского языка (на англоязычных композициях, во всяком случае). Используется в основном материал последних лет (поп с оттенками новой волны) - поэтому присутствуют и даже где-то доминируют новомодные в то время синтезаторы; гитара и бас звучат тоже очень "волново", что может смутить любителей их прог-периода. Несколько смахивает на Golden Earring того времени (конкретно - на их концертник 1984 года “Something Heavy Going Down”). 5 из 10.



Miss Baker (1987)

Несколько односложный, но развлекательный альбом с перебором синтезаторов в саунде и типичной для 80-х фанковостью танцевательной музыки - рекомендую только заядлым фэнам. По стилю несколько похоже на… Level 42. 2 из 10.

<<  >>




ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

WHAT'S NEW?

TMN рекомендует:

АНОНСЫ

НОВОСТИ

РЕЦЕНЗИИ

СТАТЬИ



ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ:

 Имя:
 Email:
 Тема:
   
     

Всё о мире тяжёлой музыки, металле, альтернативе и Ню-метале. Добро пожаловать на территорию для настоящих хардкорных мужчин, которые знают толк в железных рифах. Последние новости отечественной и зарубежной рок-сцены, обзоры новых музыкальных альбомов, дебюты и возрождения, распады и воссоединения самых заметных и талантливых групп этого и прошлого столетия! Металлика уже не торт? Дэйв Гролл – лучший барабанщик планеты? Что думает Оззи Осборн о Джастине Бибере? Это ТОТАЛМЕТАЛ! Это – мы! Добро пожаловать!

... A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-Я

Created by TMN Team, MCMXCXIX-MMVIII